Сочинения
Сочинения для оркестра
Увертюра и Финал к опере Э. Дресселя «Бедный Колумб»
Opus 23
1929 год
премьера:
09-марта-1929
Ленинград. Малегот.
первое издание:
Собрание сочинений, т. 23. М., Музыка
рукописи:
Михайловский театр, инв. № 1375 (увертюра); Центральная музыкальная библиотека Мариинского театра, инв. №№ 20164, 20165 (финал)
«...было решено дополнить пьесу специальным эпилогом "Что представляет собой современная Америка?"».
Увертюра и Финал
к опере Э. Дресселя «Бедный Колумб»
к опере Э. Дресселя «Бедный Колумб»
Увертюра (Антракт) и Финал к опере Эрвина Дресселя «Бедный Колумб» соч. 23 (первоначально — соч. 19) были сочинены в начале 1929 года по просьбе музыкального руководителя МАЛЕГОТа Самуила Самосуда для постановки этого сочинения.
Немецкий композитор Эрвин Дрессель (1909–1972) рано обратил на себя внимание как театральный композитор; первый большой успех пришёл к нему в 1923 году, когда Городской театр Берлина поставил комедию Шекспира «Много шума из ничего» с его музыкой. Премьера оперы «Бедный Колумб» («Armer Columbus») на либретто Артура Цвайнигера, в сатирическом ключе представляющего открытие Америки, состоялась в 1928 году в Касселе, когда автору исполнилось всего 18 лет.
К постановке в Ленинграде «Бедного Колумба» рекомендовал Борис Асафьев, в то время консультант ленинградских академических оперных театров по современному репертуару. Следуя политической конъюнктуре, руководство МАЛЕГОТа решило «осовременить» содержание „Колумба“ путём добавления эпилога „Что представляет собой современная Америка“. С этой целью Шостаковичу заказали два оркестровых фрагмента — увертюру и финал, исполнение которых должно было сочетаться с показом пропагандистского мультипликационного фильма.
В окончательной редакции спектакль открывался увертюрой к «Свадьбе Фигаро» Моцарта, а написанная Шостаковичем Увертюра исполнялась в качестве антракта перед шестой картиной (поэтому в литературе эта пьеса иногда упоминается как «Антракт»). Финал, предназначенный для сопровождения антиамериканского сатирического мультипликационного фильма («мультипликата» по терминологии того времени), был представлен Шостаковичем только 8 марта 1929 года, то есть накануне премьеры, и также не устроил театр. Однако «Колумб» шёл именно с этим финалом, а не с оригинальной концовкой Дресселя, которая постановщикам «показалась несколько вялой».
Несмотря на внесённые улучшения и на сильный исполнительский состав, опера выдержала лишь тринадцать представлений.
В 1970-х годах Геннадий Рождественский обнаружил в архиве МАЛЕГОТа (ныне Михайловский театр) автограф Увертюры, считавшийся утерянным, и 3 февраля 1977 года в Таллине впервые исполнил её как отдельный концертный номер. Оба номера были исполнены им же впервые за рубежом 4 апреля 1979 года в Лондоне. Концерт из Ройял-фестивал-холл транслировался по радио ВВС.
Партитура «Увертюры и Финала к опере Э. Дресселя „Бедный Колумб“» была опубликована в Собрании сочинений Д. Шостаковича в 1986 году (М., Музыка, т. 23).
Клавирное переложение Увертюры никогда не публиковалось.
Немецкий композитор Эрвин Дрессель (1909–1972) рано обратил на себя внимание как театральный композитор; первый большой успех пришёл к нему в 1923 году, когда Городской театр Берлина поставил комедию Шекспира «Много шума из ничего» с его музыкой. Премьера оперы «Бедный Колумб» («Armer Columbus») на либретто Артура Цвайнигера, в сатирическом ключе представляющего открытие Америки, состоялась в 1928 году в Касселе, когда автору исполнилось всего 18 лет.
К постановке в Ленинграде «Бедного Колумба» рекомендовал Борис Асафьев, в то время консультант ленинградских академических оперных театров по современному репертуару. Следуя политической конъюнктуре, руководство МАЛЕГОТа решило «осовременить» содержание „Колумба“ путём добавления эпилога „Что представляет собой современная Америка“. С этой целью Шостаковичу заказали два оркестровых фрагмента — увертюру и финал, исполнение которых должно было сочетаться с показом пропагандистского мультипликационного фильма.
В окончательной редакции спектакль открывался увертюрой к «Свадьбе Фигаро» Моцарта, а написанная Шостаковичем Увертюра исполнялась в качестве антракта перед шестой картиной (поэтому в литературе эта пьеса иногда упоминается как «Антракт»). Финал, предназначенный для сопровождения антиамериканского сатирического мультипликационного фильма («мультипликата» по терминологии того времени), был представлен Шостаковичем только 8 марта 1929 года, то есть накануне премьеры, и также не устроил театр. Однако «Колумб» шёл именно с этим финалом, а не с оригинальной концовкой Дресселя, которая постановщикам «показалась несколько вялой».
Несмотря на внесённые улучшения и на сильный исполнительский состав, опера выдержала лишь тринадцать представлений.
В 1970-х годах Геннадий Рождественский обнаружил в архиве МАЛЕГОТа (ныне Михайловский театр) автограф Увертюры, считавшийся утерянным, и 3 февраля 1977 года в Таллине впервые исполнил её как отдельный концертный номер. Оба номера были исполнены им же впервые за рубежом 4 апреля 1979 года в Лондоне. Концерт из Ройял-фестивал-холл транслировался по радио ВВС.
Партитура «Увертюры и Финала к опере Э. Дресселя „Бедный Колумб“» была опубликована в Собрании сочинений Д. Шостаковича в 1986 году (М., Музыка, т. 23).
Клавирное переложение Увертюры никогда не публиковалось.
