Сочинения Инструментовки произведений различных авторов

Р. Шуман. Концерт для виолончели с оркестром. Новая оркестровка Д. Шостаковича.

Opus 123 Opus 126

Opus 125
1963 год

Виолончельные концерты Р. Шумана и Б. Тищенко в оркестровке Шостаковича
премьера:

05-октября-1963

Москва. Большой зал консерватории. Государственный симфонический оркестр. Дирижер Б. Хайкин. Солист М. Ростропович.

первое издание:

1966. «Музыка», Москва.

рукописи:

Местонахождение автографа неизвестно, но имеется рукописная копия, сделанная переписчиком, по всей видимости, с автографа — хранится в РНММ, ф. 32, ед. хр. 1689


  Оркестровку Концерта для виолончели с оркестром a-moll Роберта Шумана, соч. 129 (1850) Шостакович сделал по просьбе Мстислава Ростроповича. Виолончельный концерт Шумана входил в репертуар Ростроповича с 1940-х годов (со времён учёбы в консерватории). До начала 1960-х Ростропович многократно исполнял его в концертах и записывал (существуют записи с дирижёрами Самуилом Самосудом, Геннадием Рождественским и Бенджамином Бриттеном).
   Оркестровка музыки других композиторов (не только этого концерта, но и «Песен и плясок смерти» М. Мусоргского, песен «На десятой версте» и «Улица волнуется» А. Давиденко) занимала Шостаковича в период творческого затишья, длившегося около года после окончания Тринадцатой симфонии (1962). Композитор работал над оркестровкой Виолончельного концерта Шумана в июле 1963 года, когда отдыхал в Доме творчества композиторов в Дилижане (Армения). Впоследствии Шостакович включил её в список своих сочинений как соч. 125.
   С партитурой Шумана Шостакович работает не как редактор, а как композитор. Он фактически заново инструментует её: изменяет состав оркестра, добавляя в него флейту пикколо, арфу; вместо двух валторн (как это было у Шумана) использует четыре; вводит отсутствующее у автора обозначение номеров частей (в авторской партитуре границы частей были обозначены сменами темпа, тональности и двойной разделительной чертой; цифры, маркирующие начала частей, отсутствовали).
   Редактуру партии солиста, которая в значительной мере отличается от оригинала в плане фразировки и нотной графики, сделал Ростропович. Это было отмечено в пояснении к публикации партитуры концерта, вышедшей в издательстве «Музыка» в 1966 году.
   Премьера Виолончельного концерта Шумана в оркестровке Шостаковича состоялась в Большом зале Московской консерватории 5 октября 1963 года. Солировал Мстислав Ростропович, Государственным симфоническим оркестром СССР дирижировал Борис Хайкин, который в эти годы был дирижёром
ГАБТ СССР . В единственной известной нам рецензии новая редакция шумановского концерта была названа «сверкающей, „брильянтной“ по своей тонкости и изяществу». По словам рецензента, «Шостакович с поразительной чуткостью отнёсся к образам шумановской музыки и вместе с тем придал подлинную рельефность всем элементам оркестровой ткани, раскрыв в полной мере симфонизм и красочные возможности оригинала».


назад

Годы жизни