Предисловие к Полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия. Для баса и фортепиано
Opus 123
1966 год
премьера:
28-мая-1966
Малый зал Ленинградской филармонии с участием автора. Солист Е. Нестеренко.
первое издание:
1985. Шостакович Д. Д. Собр. соч., т. 33, Москва.
рукописи:
Семейный архив.
Слова автора; в качестве первого четверостишия использована «История стихотворца» А. Пушкина — эпиграмма на А. Хвостова
Сочинение закончено 2 марта 1966 года
Длительность: 2’
Предисловие к полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия
Для баса и фортепиано соч. 123
Сочинение было написано Шостаковичем 2 марта 1966 года под впечатлением известия о проекте издания его Полного собрания сочинений. Вслед за «крокодильскими» романсами оно продолжило линию сатирических вокальных зарисовок 1960-х годов.
Впервые сочинение было исполнено 28 мая 1966 года в Малом зале Ленинградской филармонии. Партию солиста-баса пел Е. Нестеренко, за роялем был автор. Сочинение было редким гостем на концертных эстрадах, по крайней мере в первые годы, что, возможно, объяснялось его полулегальным, неопубликованным статусом: впервые оно было издано лишь в 1980-х годах — сначала в Германии издательством Ханса Сикорского, а затем в СССР. В марте 1986 года «Предисловие...» спел в Лондоне баритон Джон Ширли-Куирк (партия фортепиано Эндрью Балл).
Первую запись произведения осуществили Евгений Нестеренко и Евгений Шендерович (фортепиано). Впоследствии оно исполнялось и записывалось разными артистами.
Оркестровая версия «Предисловия...» была заказана Леониду Десятникову Камерным театром под управлением Бориса Покровского для спектакля «Век DSCH», поставленный к 100-летнему юбилею композитора.
Студия «Deutsche Grammophon» выпустила запись этой оркестровой транскрипции в исполнении Сергея Лейферкуса, мужской группы Московского камерного хора и Российского филармонического оркестра под руководством Томаса Зандерлинга в 2005 году.
записи:
- Mazzola R., Harris P. 1997 // MGB CD 6145, 1997
