Сочинения Инструментовки произведений различных авторов

Б. Тищенко. Концерт № 1 для виолончели с оркестром. Новая оркестровка Дмитрия Шостаковича

Opus 134 Opus 135

Opus SO
1969 год

Виолончельные концерты Р. Шумана и Б. Тищенко в оркестровке Шостаковича
премьера:

06-июня-1971

Большой зал Ленинградской филармонии. Симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии, солист Б. Пергаменщиков, дирижер Э. Серов

первое издание:

Новое собр. соч., Т. 147, Издательство DSCH, М. 2022

рукописи:

Архив Д. Д. Шостаковича, ф. 1, р. 1, ед. хр. 340


   Оба виолончельных концерта Бориса Тищенко, одного из самых известных учеников Шостаковича, были созданы в 1960-х годах (соответственно в 1963-м и 1969-м). Так же, как и виолончельные концерты Шостаковича, они были вдохновлены творчеством Ростроповича и посвящены ему.
   Первые исполнения Концерта для виолончели № 1 Тищенко состоялись 5 и 6 февраля 1966 года в Большом зале Филармонии (Ленинград). Солировал Мстислав Ростропович, Ансамблем духовых и ударных Симфонического оркестра Ленинградской государственной филармонии дирижировал Игорь Блажков. Вместо фисгармонии использовался орган, партию которого исполняла Анастасия Браудо (жена Тищенко). Премьерное исполнение 6 февраля 1966 было записано и позже вышло на пластинке.
   Несмотря на успех первых исполнений концерта, связанный не в последнюю очередь с участием выдающихся виолончелистов и дирижёров, отношение Шостаковича к нему оставалось противоречивым. О глубоком интересе свидетельствует высказывание Шостаковича: «Первый виолончельный концерт Тищенко я знаю наизусть». Вместе с тем из писем Шостаковича к Тищенко известна его критика в адрес оркестровки концерта. Сомнения Шостаковича были связаны с особенностями оркестровки концерта. Солирующая виолончель противопоставляется в нём ансамблю «чуждых» тембров деревянных, медных духовых и ударных, входя в «конфронтацию» с ними. И хотя на протяжении концерта партия солиста в основном ясно выделяется на фоне остальных голосов за счёт контрастов тембров, регистров, фактуры, штрихов, динамики, прерывистого ритма оркестра, — в кульминациях оркестровое звучание иногда агрессивно перекрывает его. Вероятно, это обстоятельство беспокоило Шостаковича прежде всего.
   Восторженное отношение к концерту ученика и одновременно беспокойство за судьбу этого произведения вызвало желание Шостаковича заняться его переоркестровкой. Работа была завершена не позднее 15 мая 1969 года. В этот день он выслал Борису Тищенко партитуру в качестве подарка к его 30-летию.
   Присланная Шостаковичем рукопись была принята юбиляром с противоречивыми чувствами: можно представить себе реакцию молодого автора на столь радикальные изменения его сочинения, не только исполненного, имевшего успех, но уже изданного и записанного на пластинку. Почти тридцать лет спустя Тищенко вспоминал о пережитом тогда так: «Я не берусь описать восторг, который я испытал, получив этот бесценный подарок <...> и одновременно ещё один урок оркестрового мастерства. Я изучил и рассмотрел рукопись Дмитрия Дмитриевича, как говорится, „под микроскопом“, тщательно переписал её, и у меня, конечно, возникли некоторые вопросы, в частности по поводу баланса. Все свои выкладки я изобразил в двух цветах — красном и чёрном — и привёз Д. Д. Он недовольно повертел мой листочек и отдал тут же со словами: „Дарёному коню в зубы не смотрят“».
   Премьера Концерта для виолончели с оркестром № 1 в оркестровке Шостаковича состоялась 6 июня 1971 года в Большом зале Ленинградской филармонии. Солировал Борис Пергаменщиков, Симфоническим оркестром Ленинградской государственной филармонии дирижировал Эдуард Серов. Характерно, что следующие исполнения этого сочинения в этом зале (1978 и 2003 годы) были осуществлены именно по партитуре Шостаковича.


назад

Годы жизни