Вариации на тему Глинки для фортепиано
Opus SO
1957 год
первое издание:
Издано в февральском номере журнала «Советская музыка» за 1957 год в составе Нотного приложения.
рукописи:
Автографы хранятся в Архиве Д. Д. Шостаковича: № 8, 9 — ф. 1, р. 1, ед. хр. 162, № 11 — ф. 1, р. 1, ед. хр. 161.
Вариации на тему Глинки
для фортепиано
Коллективное сочинение советских композиторов на тему песни Вани из оперы «Иван Сусанин».
«Вариации» расположены в следующем порядке: Вар. 1 — Эуген Капп; Вар. 2 и 3 — Виссарион Шебалин; Вар. 4 — Андрей Эшпай; Вар. 5 — Родион Щедрин; Вар. 6 — Георгий Свиридов; Вар. 7 — Юрий Левитин; Вар. 10 — Дмитрий Кабалевский; Вар. 8, 9, 11 и финал — Дмитрий Шостакович.
Шостакович не только использует тему, но и в какой-то мере следует стилю Глинки, что напоминает о традиции оммажа, подразумевавшей обращение композиторов к темам великих предшественников (а иногда и современников), чтобы отдать дань уважения их музыке.
Естественно предположить, что сочинение было приурочено к столетию со дня смерти Глинки 3 [15] февраля 1857 года: оно было издано в февральском номере журнала «Советская музыка» за 1957 год в составе Нотного приложения. Публикация не сопровождена вступительной статьёй или комментарием. Сложно обнаружить и какую-либо информацию о возникновении замысла и истории создания этого сочинения в музыковедческой литературе.
Единственную запись сочинения сделал Борис Петрушанский, исполнивший три вариации, написанные Д. Д. Шостаковичем.