Сочинения Сочинения для фортепиано

Танцы кукол. Цикл детских пьес для фортепиано

Opus SO Opus 90

Opus SO
1952 год

Танцы кукол для фортепиано
Фортепианные миниатюры разных лет
первое издание:

Музгиз, Москва. 1952


Цикл детских пьес для фортепиано
«Танцы кукол»

   Цикл включает в себя 7 номеров, источником которых преимущественно (№№ 1, 3–7) является музыка балета «Светлый ручей» (1934–1935). В качестве основы для музыки пьесы № 2 использован Гавот из музыки к спектаклю «Человеческая комедия» (1933–1934). Впоследствии ряд номеров из приводимого цикла был перенесён Атовмьяном в сборник сходного характера, названный им «Нетрудные пьесы».

  1. Лирический вальс – Балет Светлый ручей, № 13, Вальс танцовщицы; Балетная сюита 3, № 5; Балетная музыка, № III
  2. Гавот – Номер «Гавот» из музыки к спектаклю «Человеческая комедия»; Балетная сюита 3, №2
  3. Романс – Балет Светлый ручей, № 4, Встреча двух подруг; Балетная сюита 1, № 3; Балетная музыка, № II
  4. Полька – Балет Светлый ручей, № 41, Вариация танцовщицы; Балетная сюита 1, № 2, ц. 5–11; Сюита из балета «Светлый ручей», № 5
  5. Вальс-шутка – Балет «Светлый ручей» — № 26, Вальс. Вариация танцовщика в женском костюме; Балетная сюита 1, № 5; Балетная музыка, № I
  6. Шарманка – Балет Светлый ручей, № 12, Танец доярки и тракториста; Балетная сюита 1, № 4, ц. 5–11; Балетная музыка, № VI; Сюита из балета «Светлый ручей», № 2
  7. Танец – Балет Светлый ручей, № 20, Приглашения на свидания Сюита для эстрадного оркестра, № 3 (от начала до ц. 6 и от ц. 14 до ц. 17)

   Традиционно цикл «Танцы кукол» принято считать авторским. В частности, в монографии С. М. Хентовой указано, что работа над ним происходила в мае 1950 года. Однако исследования настоящего времени позволяют рассматривать сочинение как результат в большей степени деятельности Л. Т. Атовмьяна, с которым Шостакович в течение многих лет был связан дружескими и профессиональными отношениями.
   Известно, что Атовмьян неоднократно обращался к музыке Шостаковича, создавая на её основе произведения сюитного характера (балетные сюиты, сюиты для эстрадного, симфонического оркестров и т. д.). При этом издание и исполнение сочинений во многих случаях происходило от имени Шостаковича. Как правило, результаты работ в значительной степени не удовлетворяли композитора, о чём он напрямую сообщал как своим собеседникам, так и самому Атовмьяну. Не удовлетворяло его, возможно, и то, что несмотря на изначально преимущественно прикладной характер подвергавшейся обработке музыки, Атовмьян обходился с ней в достаточной степени свободно — компилировал в произвольном порядке, дописывал фрагменты, по-своему аранжировал.
   Прямых или косвенных документов, подтверждающих участие Шостаковича в работе над циклом, на настоящий момент не выявлено: нет авторской рукописи, сочинение не упоминается в письмах композитора. В то же время существуют несомненные свидетельства деятельности аранжировщика — обнаруженные О. Г. Дигонской в Архиве Д. Д. Шостаковича письма Атовмьяна к музыковеду А. Богдановой (от 1967 года), в которых он рассказывает о своей работе над составлением сюит по произведениям Шостаковича и прямо сообщает, что «на основе балетных сюит сделал Танцы кукол».


назад