Симфонический фрагмент 1945 года
Opus SO
1945 год
Симфонический фрагмент 1945 года
Cочинение для симфонического оркестра было обнаружено среди неопознанных рукописей в Архиве Д.Д. Шостаковича в конце 2003 года. Поиски ближайших по времени нереализованных симфонических замыслов Шостаковича привели к Девятой симфонии, которая сочинялась не в один этап, и позволили атрибутировать рукопись как первый, неоконченный, вариант Девятой симфонии.
К непосредственной работе над эскизами Шостакович, по свидетельству современников, приступил 15 января 1945 года. Музыканты, слышавшие начало симфонии, определяли её как «победный героический мажор в энергичном темпе», соответствующий общественным настроениям в преддверии окончательного разгрома фашизма и завершения войны. Известно, что композитор внезапно прервал работу, «чтобы больше не возвращаться к этому произведению. <…> Лишь впоследствии, примерно через год с лишним, он как-то сказал, что после упомянутого варианта Девятой начал ещё один, но и его не довёл до конца».
26 июня 1945 года Шостакович начал писать новое сочинение — Сонату для скрипки и фортепиано g-moll. К середине июля Шостакович, как и в случае с пред-Девятой симфонией, отказался от намерения продолжать сочинение.
Однако от найденного музыкального материала Шостакович не отказался. В Неоконченной сонате для скрипки и фортепиано использована и даже точно процитирована тема побочной партии отвергнутого варианта Девятой симфонии; она же восемь лет спустя войдёт в побочную партию I части Десятой симфонии ор. 93.
Мировая премьера Симфонического фрагмента (в концертной обработке Г.Н. Рождественского) состоялась 20 ноября 2006 года в Москве в Концертном зале имени П.И. Чайковского, — в рамках Фестиваля, посвященного 100-летию со дня рождения Д.Д. Шостаковича. Сочинение прозвучало в исполнении Государственной академической симфонической капеллы России (художественный руководитель и главный дирижёр — Валерий Полянский) под управлением Г.Н. Рождественского.