«Энни Лори». Шотландская баллада. Оркестровка
Opus SO
1944 год
премьера:
20-мая-1944
Москва, Концертный зал им. П. И. Чайковского, Мария Максакова, Государственный симфонический оркестр, дирижер Александр Орлов.
первое издание:
Издательство DSCH, Москва, 2009
рукописи:
РНММ, ф. 32, ед. хр. 124, л. 1–1об.
«Энни Лори»
Шотландская баллада для голоса и фортепиано
Шотландская баллада «Энни Лори» была оркестрована Шостаковичем не позднее середины мая 1944 года. И по времени и обстоятельствам возникновения, и по стилистике, по характеру оркестровой фактуры эта работа, несомненно, примыкает к Восьми английским и американским народным песням.
Чистовой автограф партитуры «Энни Лори» считался утраченным. В справочных изданиях зафиксирован только черновой автограф. Дерек Хьюм вообще не выделяет эту работу как отдельное произведение, лишь упоминая черновик в примечании в связи с инструментовками Восьми английских и американских народных песен.
Между тем автограф партитуры инструментовки шотландской баллады «Энни Лори», хранящийся в личном фонде Д. Д. Шостаковича в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки (ГЦММК), — это чистовой автограф, притом выполненный весьма тщательно и почти не имеющий поправок или помарок.
Первоисточник (клавир), которым пользовался Шостакович, работая над инструментовкой, в автографе не указан. Нам удалось установить, что композитор обратился к сборнику английских песен, составленному Назарием Райским и вышедшему в свет в Москве в 1942 году. Шотландская баллада «Энни Лори» опубликована в сборнике с английским и русским текстом (перевод Н. Г. Райского).
Шостакович сохранил тональность оригинала, тесситуру вокальной партии и фактуру аккомпанемента, по необходимости дополнив её в связи с особенностями оркестрового изложения. Инструментовка сделана для камерного оркестра, включающего 2 флейты, 2 кларнета (in B), 4 валторны (in F) и струнные. Таким образом, партитура не выходит за рамки состава, используемого в инструментовках Восьми английских и американских народных песен.
Впервые баллада была исполнена 20 мая 1944 года в Москве в Концертном зале им. П. И. Чайковского Марией Максаковой в сопровождении Государственного симфонического оркестра под управлением Александра Орлова. Она прозвучала в программе организованного ВОКС’ом и Московской государственной филармонией Концерта английской и советской музыки.