Сочинения Вокально-симфонические сочинения

«Над Родиной нашей солнце сияет». Кантата

Opus SO Opus 91

Opus 90
1952 год

«Над Родиной нашей солнце сияет». Соч. 90. Кантата. Партитура.
«Над Родиной нашей солнце сияет». Соч. 90. Кантата. Клавир.
премьера:

06-ноября-1952

Москва, Большой зал консерватории. Дирижер К. Иванов.

первое издание:

1953. «Музгиз», Москва.

рукописи:

Автограф хранится в РНММ (ф. 32, ед. хр. 55). Авторизованная рукопись, а так же корректура — ЦГАЛИ (ф. 653, оп. 6, ед. хр. 18).


«Над Родиной нашей солнце сияет»
кантата для хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра. 
Слова Е. Долматовского

  В конце 1940-х — начале 1950-х годов в творчестве Д. Д. Шостаковича появляется новый, кантатно- ораториальный жанр, представленный в чистом виде двумя сочинениями: ораторией «Песнь о лесах» соч. 81 (1949) и кантатой «Над Родиной нашей солнце сияет» соч. 90 (1952). Обращение композитора к музыке подобного формата было продиктовано прежде всего условиями времени: от авторов требовалось создание сочинений на актуальные темы, написанных «обновлённым», «реалистичным» музыкальным языком — простым, выразительным, понятным массовому слушателю. Одной из популярных форм естественным образом стала музыка с текстом, преимущественно хоровая; и именно кантата и оратория признаются в это время «основными ретрансляторами тоталитарной идеологии и мифологии», которые «формируют эстетическую оппозицию модернизму и формализму», утверждаясь в качестве ведущего жанра советской музыки.
  Замысел кантаты «Над Родиной нашей солнце сияет» возник, по-видимому, осенью 1950 года. Шостакович предполагал написать хоровое произведение в том же, что и «Песнь о лесах», жанре оратории. Однако создание оратории откладывалось.
  К сочинению кантаты Шостакович вернулся, по предположению С. М. Хентовой, летом 1952 года, во время пребывания на даче в посёлке Комарово (дата начала работы над кантатой в автографах не указана).
  Первоначально Шостакович назвал новое сочинение «Кантатой о партии», что отражено в автографе партитуры; под этим же заголовком оно фигурировало и в анонсе газеты «Советское искусство накануне премьеры. По утверждению отдельных рецензентов, кантата была приурочена к XIX съезду КПСС, который проходил в послевоенной Москве (впервые после тринадцатилетнего перерыва) с 5 по 14 октября 1952 года. В дальнейшем название «Кантата о партии» было Шостаковичем снято и заменено на слова из первой строки сочинения; под заголовком «Над Родиной нашей солнце сияет» партитура была отдана в печать в декабре 1952 года.
  Сведения о дате премьеры кантаты расходятся. В книге С. М. Хентовой, а также в ряде справочных изданий в качестве даты первого исполнения указано 6 ноября 1952 года. В анонсе газеты «Советское искусство», однако, сообщалось, что кантата впервые прозвучит в Большом зале Московской консерватории 7 ноября. В ежедневнике Шостаковича отметка о предстоящем концерте также зафиксирована на странице 7 ноября («В 20.30 концерт в Б.З.»), а от 6 ноября имеется лишь запись о репетиции («В 11 репетиция в Б.З.»). Программка или афиша первого исполнения кантаты в Архиве Д.Д.Шостаковича отсутствуют.
  После премьеры новое хоровое сочинение Шостаковича быстро вошло в репертуар многих коллективов и в 1950-е — 1960-е годы неоднократно исполнялось в Москве и Ленинграде рядом выдающихся дирижёров — С. А. Самосудом, А. Ш. Мелик-Пашаевым, К. И. Элиасбергом, А. Янсонсом, Б. Э. Хайкиным, А. В. Гауком, Э. П. Грикуровым, К. П. Кондрашиным и другими.


назад

Годы жизни