Десять поэм на слова революционных поэтов конца XIX и начала ХХ столетия. Для смешанного хора a capella
Opus 88
1951 год
премьера:
10-октября-1951
Москва. Большой зал консерватории. Государственный хор русской песни и хор мальчиков Московского хорового училища под управлением А. Свешникова.
первое издание:
1952. «Музгиз», Москва.
рукописи:
Автограф в РНММ (ф. 32, ед. хр. 22).
- Смелей, друзья, идём вперёд. Слова Л. Радина
- Один из многих. Слова Е. Т арасова
- На улицу! Слова неизвестного автора
- При встрече во время пересылки. Слова А. Гмырёва
- Казнённым. Слова А. Гмырёва
- Девятое января. Слова А. Коца
- Смолкли залпы запоздалые. Слова Е. Тарасова
- Они победили... Слова А. Гмырёва
- Майская песнь. Слова А. Коца
- Песня. Слова В. Тан-Богораза (из У. Уитмена)
Длительность: 40’
«Десять поэм для хора объединены одной темой. Это революция 1905 года. Не знаю, в какой степени мне удалось передать дух эпохи. Но на музыке не могло не отразиться то громадное впечатление, которое всегда производила на меня русская революционная песня».
Десять поэм на слова революционных поэтов конца XIX и начала ХХ столетия
для смешанного хора без сопровождения.
Десять поэм на слова революционных поэтов соч. 88 были написаны Д.Д. Шостаковичем в 1951 году. Незадолго до их премьеры, 27 сентября 1951 года, композитор в интервью газете «Вечерняя Москва» изложил основную идею сочинения: «Десять поэм для хора объединены одной темой. Это революция 1905 года. Не знаю, в какой степени мне удалось передать дух эпохи. Но на музыке не могло не отразиться то громадное впечатление, которое всегда производила на меня русская революционная песня».
Открывает опус 88 поэма «Смелей, друзья, идём вперёд» на слова Леонида Петровича Радина (1860–1900) — революционера, талантливого учёногохимика, ученика Д.И. Менделеева. Поэмы «Один из многих» (№ 2) и «Смолкли залпы запоздалые» (№ 7) положены на стихи «певца декабрьского восстания» Евгения Михайловича Тарасова (1882–1943) — профессионального революционера, принимавшего самое активное участие в баррикадных боях в Москве. Стихотворение «На улицу!» (№ 3), написанное неизвестным автором, в 1902 году распространялось на юге России как листовка, тогда же оно было издано одесским комитетом РСДРП. Стихотворения, лёгшие в основу трёх поэм — № 4 («При встрече во время пересылки»), № 5 («Казнённым») и № 8 («Они победили»), принадлежат Алексею Михайловичу Гмырёву (1887–1911) — поэту, рабочему судостроительного завода в Николаеве, с 17 лет неоднократно арестовывавшемуся и погибшему на каторге в 24 года. Поэмы «Девятое января» (№ 6) и «Майская песнь» (№ 9) написаны на слова Аркадия Яковлевича Коца (1872–1943) — революционера, поэта и переводчика, прославившегося, прежде всего, своим переводом с французского пролетарского гимна «Интернационал» Э. Потье (1902). Последний хор «Песня» (№ 10) положен на стихи Владимира Германовича Богораза — видного ученого-этнографа, исследователя народов севера, профессора Ленинградского государственного университета и Педагогического института им. А.И. Герцена, хранителя музея антропологии и этнографии академии наук СССР, поэта, писателя, переводчика.
Десять поэм создавались в феврале–марте 1951 года. В черновом автографе партитуры Десяти хоров сохранились даты окончания некоторых номеров цикла: 26 февраля — 2-й поэмы «Один из многих», 3 марта — 9-й поэмы «Майская песнь», 19 марта — 10-й поэмы «Песня».
Премьеру Десяти поэм осуществил Государственный академический русский хор СССР под управлением А.В. Свешникова.
Первое исполнение состоялось 10 октября 1951 года в Большом зале Московской консерватории Госхором СССР и хором мальчиков Московского хорового училища под управлением А.В. Свешникова.
В феврале 1952 года «Десять поэм» впервые прозвучали в Ленинграде (в том же составе, что и в Москве). 22 февраля Шостакович присутствовал на концерте в Большом зале лЛенинградской филармонии, записав предварительно в ежедневнике: «в 20.30 хоры в Б.З.л.Ф.»
В 1952 году хоровые поэмы были отмечены Сталинской премией второй степени.
После премьеры сочинение многократно исполнялось разными коллективами преимущественно в виде отдельных номеров, а не целиком. Среди выдающихся хормейстеров, обращавшихся к циклу, помимо А.В. Свешникова - Г.Р. Ширма, В.Н. Минин, А.В. Михайлов, Б.С. Певзнер, А.С. Пономарёв, В.С. Попов, А.Д. Кожевников, Б.Г. Тевлин.
Первая запись цикла на пластинку была осуществлена в 1959 году Госхором СССР под руководством А.В. Свешникова. В 1965 и 1969 годах поэма «Казнённым» была записана соответственно Белорусским государственным академическим хором (хормейстер Г.Р. Ширма) и хором студентов Ленинградского государственного университета (хормейстер Г.М. Сандлер). В 1974 году запись цикла осуществил хор Ленинградского радио и телевидения (хормейстер Г.М. Сандлер). После 1975 года было выпущено ещё несколько русских и зарубежных записей.