Сочинения Киномузыка

«Мичурин». Музыка к кинофильму

Opus 77 Opus 79

Opus 78
1948 год

«Пирогов». Соч. 76. «Мичурин». Соч. 78
премьера:

01-января-1949

Киностудия «Мосфильм». Автор сценария и режиссер-постановщик А. Довженко

первое издание:

Новое собрание сочинений, Издательство DSCH, Москва. 2020

рукописи:

Отдельные номера — РНММ (ф. 32, ед. хр. 262, 263).


   Фильм «Мичурин» режиссёра Александра Петровича Довженко, посвящённый деятельности русского биолога и селекционера Ивана Владимировича Мичурина (1856–1935), был создан в трагический для советской музыки период после выхода 10 февраля 1948 года Постановления ЦК ВКП(б) «Об опере „Великая дружба“». Постановление увенчало послевоенную кампанию разгрома отечественного искусства, официально начатую двумя годами раньше с первых трёх партийных акций, последовательно ужесточивших политику партии в области литературы, театра и кинематографа. Имя Шостаковича в постановлении 1948 года возглавляло перечень «антинародных формалистов» советской музыки.
   К этому времени признанный мастер кинематографа Александр Довженко уже назван «ревизионистом» и «националистом», освобождён от должности художественного руководителя Киевской киностудии и выведен из состава Комитета по Сталинским премиям. Ему, надолго ушедшему в кинодокументалистику, было разрешено поставить на «Мосфильме» художественный фильм и предложено из нескольких его ранних замыслов выбрать начатый ещё до войны сценарий «Жизнь в цвету», представлявшийся тогда автору кинопоэмой о биологе-романтике Иване Мичурине, преображающем землю и мечтающем покрыть её цветами и садами.

Музыка Д. Д. Шостаковича к кинофильму «Мичурин»

   Во второй половине 1940-х годов Шостакович написал музыку ко многим фильмам, его работа в кинематографе в эти годы была почти беспрерывной (ему случалось работать и над двумя кинопартитурами одновременно), а после постановления 1948 года стала главным источником существования, поскольку одним из следствий этого постановления было увольнение Шостаковича из Ленинградской и Московской консерваторий летом 1948 года. Первое из имеющихся сведений о том, что Шостакович пишет музыку для кинокартины Довженко, относится к началу июля 1948 года, когда композитор признался Е. П. Макарову в тяжёлой физической усталости из-за только что законченной работы над музыкой к фильму «Молодая гвардия»: «Приходится каждый день по 12 страниц партитуры писать и всё tutti. Устал». Но добавил, что к 25 августа должен сдать музыку ещё к одному фильму, «Мичурин», и собирается заняться ею в Келломяки. Точные сведения о том, когда именно Довженко привлёк Шостаковича в свой фильм, не найдены, возможно, это было незадолго до приведённого разговора, но могло произойти и много раньше; во всяком случае, почти не вызывает сомнений, что Шостакович был осведомлён о многолетних мытарствах Довженко с «Мичуриным».
   3 июля 1948 года на «Мосфильме» Шостакович просматривал отснятые материалы и через два дня, возвращаясь в Ленинград, написал Довженко: «Я думаю, что к 25–30 июля я привезу Вам всю музыку. Если она Вас устроит, тут же примусь за инструментовку».
   Работа композитора над фильмом «Мичурин» была завершена, по-видимому, в первой половине сентября, так как 15 сентября Шостакович уже говорил И. Д. Гликману о партитуре «Мичурина» как о законченной. Таким образом, хронологические рамки написания музыки к кинофильму «Мичурин» формально очерчиваются временем пребывания в Келломяки с 7 июля до 30 августа и первой половиной сентября 1948 года (в Москве).
   Фильм «Мичурин» оказался единственным совместным созданием Шостаковича и Довженко. Однако сохранившиеся материалы свидетельствуют ещё об одном их общем замысле. В 1950 году Шостакович по настоянию Довженко был приглашён для музыкального оформления его последнего фильма «Прощай, Америка!», но из-за прекращения производства картины договор с композитором был расторгнут.
   1 января 1949 года кинофильм «Мичурин» вышел на экраны. В 1949 году картина получила Сталинскую премию, Премию Труда на II Международном фестивале трудящихся в г. Готвальдов (Чехословакия, 1949) и премию за лучший цветной художественный фильм на IV Международном фестивале в Марианских Лазнях (Чехословакия, 1949).
   Официозная музыкальная критика представила фильм «Мичурин» как свидетельство новых «правильных» творческих устремлений Шостаковича под воздействием партийного постановления 1948 года.

   В фонограмму фильма вошла бóльшая часть известного рукописного материала. В автографе партитуры музыкальные номера пронумерованы и некоторые озаглавлены. Вальс из фильма «Мичурин» с середины 1950-х годов неоднократно издавался в обработке Л. Т. Атовмьяна для виолончели и фортепиано, для флейты и кларнета с фортепиано, в облегчённой обработке для фортепиано в сборнике «Нетрудные пьесы», в виде партитуры в сборнике: Шостакович Д. Д. Вальсы из кинофильмов. В 1964 году Музфонд СССР напечатал составленную Атовмьяном Сюиту из музыки к кинофильму «Мичурин».


назад

Годы жизни