Сочинения Камерные инструментальные ансамбли

Трио № 2

Opus SO Opus 68

Opus 67
1944 год

Трио № 1. Соч. 8. Трио № 2. Соч. 67.
премьера:

14-ноября-1944

Ленинград, Большой зал филармонии. В Москве — 28 ноября 1944 г. в том же исполнении: Д. Цыганов, С. Ширинский, автор.

первое издание:

Музгиз, 1945 г.

рукописи:

Автограф партитуры, эскизы — ЦГАЛИ (ф. 2048, оп .1, д .хр. 28).


Посвящение: «Памяти И. И. Соллертинского».
Длительность: 25’.
Первое исполнение: 14 ноября 1944 г. Ленинград, Большой зал филармонии. В Москве — 28 ноября 1944 г. в том же исполнении: Д. Цыганов, С. Ширинский, автор.

«Мои с ним общие знакомые говорили, что он знает все языки, какие только существуют и существовали на земном шаре, что он изучил все науки, что он знает наизусть всего Шекспира, Пушкина, Гоголя, Аристотеля, Платона, что он знает... одним словом, он знает все. Невольно у меня сложилось такое о нем впечатление, что это человек необыкновенный, что с ним трудно и неловко человеку обыкновенному, среднему, и когда в 1921 году один мой друг познакомил меня с Соллертинским, то я поскорее стушевался, так как чувствовал, что мне очень трудно будет вести знакомство со столь необыкновенным человеком...
<...>
Наконец, в 1927 году я с ним встретился в гостях у одного ленинградского музыканта. <...> Я был совершенно поражен тем, что И. И. Соллертинский оказался необыкновенно веселым, простым, блестяще остроумным и совершенно "земным" человеком. И я лишний раз убедился в том, что настоящий большой человек всегда прост, всегда скромен и всегда крепко, уверенно стоит ногами на земле. Гостеприимный хозяин не скоро отпустил гостей, и мы с Иваном Ивановичем шли домой пешком. В Ленинграде мы жили близко друг от друга. Нам было по пути. Долгий путь показался совсем коротким, так как идти было с Иваном Ивановичем легко и незаметно: столь интересно он говорил о самых разнообразных явлениях жизни и искусства..


Трио № 2
Соч. 67

     Работу над Трио № 2 соч. 67 Шостакович начал не позднее декабря 1943 года.
     11 февраля в Новосибирске скоропостижно скончался музыковед Иван Иванович Соллертинский. Шостакович узнал об этом, по-видимому, 13 февраля. «Прими мои самые горячие соболезнования по поводу кончины нашего с тобой самого близкого и дорогого друга <...>, — писал он в тот же день Гликману. — Мы с тобой его больше никогда не увидим. Нет слов, чтобы выразить всё горе, которое терзает всё моё существо. Пусть послужат увековечением его памяти наша любовь к нему и вера в его гениальный талант и феноменальную любовь к искусству, которому он отдал свою прекрасную жизнь, — к музыке. Нету больше Ивана Ивановича. Это очень трудно пережить». Памяти Соллертинского впоследствии и было посвящено Трио № 2.
     15 февраля 1944 года, как свидетельствует дата в чистовом автографе, была закончена первая часть Трио, но далее в работе наступил большой перерыв. Причинами приостановки работы были, с одной стороны, болезни, с другой — глубокая психологическая травма, вызванная кончиной друга.
     К рукописи Трио Шостакович вернулся, вероятно, лишь не ранее конца июля, в Иваново. Черновой эскиз второй части датирован 3 августа, а беловой автограф — 4 августа и пометой «Иваново». Поэтому принято считать, что все части Трио ор. 67, кроме первой, были созданы в Иваново.
     25 сентября композитор у себя дома впервые сыграл Трио Д. Цыганову и С. Ширинскому, и они приступили к репетициям.
     25 октября в «Правде» появилась информация о новых камерных сочинениях Шостаковича — Квартете № 2 и Трио, а 1 ноября в Комитете по делам искусств состоялось прослушивание Трио, и в тот же день «Вечерняя Москва» сообщила о предстоящей премьере.
     4 ноября в том же составе Трио было исполнено на «октябрьском» вечере в Совинформбюро.
     9 ноября 1944 года Трио прозвучало в Союзе композиторов.
     14 ноября прошла официальная премьера в Ленинграде в Большом зале филармонии. Вторая часть Трио была исполнена на бис. 28 ноября состоялась московская филармоническая премьера.
     В 1946 году за Трио № 2 Шостаковичу была присуждена Сталинская премия второй степени.

 


записи:

  • Копельман М., Берлинский В., Леонская Е. 1995 // TELDEC 4509-98414-2, 1996
  • Оборин Л.Н., Ойстрах Д.Ф., Кнушевицкий С.Н. 1960 // TRITON MECC-26018, 1995
  • Beaux Arts Trio: Pressler М., Cohen I., Wiley P. 1989 // PHILIPS 432 079-2, 1991
  • The Nash Ensemble: Crayford M. , Kampen C. , Brown I. 1990 // VIRGIN VC 0 777 7 59312 2 8, 1993
  • Трио им. Чайковского: Верников П., Либерман А., Богино К. 1989 // ONDINE ODE 744-2, 1990
  • Оборин Л.Н., Ойстрах Д.Ф., Кнушевицкий С.Н. 1961 // PRAGA PR 254 054, 1994
  • Pålsson H. , Tellefsen A. , Helmerson F. 1975 // BIS-CD-26, 1991
  • Трио «Сестры Бековы»: Бекова Э. , Бекова Э., Бекова А. 1996 // CHANDOS CHAN 9526(2), 1997
  • Репин В., Яблонский Д., Березовский Б. 1997 // ERATO 0630-17875-2, 1997
  • Oslo Trio: Nilsson S., Kvalbein A., Bratlie J. 1981-1982 // SIMAX PSC 1014, 1987
  • Московское трио: Бондурянский А.З., Иванов В.М., Уткин М. 1993 // SAISSON RUSSE RUS 288 088, 1994
  • Мюнхенское трио: Then-Bergh I., Zank G., Schafer M. 1989 // MD+GL 3334, 1989
  • Stockholm Arts Trio: Bojsten S., Almgren D., Thedeen T. 1995 // NAXOS 8.553297, 1996
  • Московский ансамбль современной музыки: Мельников А., Сабинова Н., Ямпольский В. 1994 // TRITON 17 011, 1996

назад

Годы жизни