Симфония № 8
Opus 65
1943 год
премьера:
04-ноября-1943
Москва. Большой зал консерватории. Государственный симфонический оркестр Союза ССР. Дирижер Е.А. Мравинский.
первое издание:
1946, М., Л., Музгиз
рукописи:
РГАЛИ, ф. 2048, оп. 1, ед. хр. 9 (партитура), 10 (партитура, отрывки), 11 (клавир, эскизы); РНММ ф. 32, ед. хр. 125 (клавир, эскизы)
Посвящение: «Евгению Александровичу Мравинскому».
Длительность: 62’.
Премьера: 4 ноября 1943 г. Москва, Большой зал консерватории, Государственный симфонический оркестр СССР п/у Е. Мравинского.
Премьеры за рубежом: 2 апреля 1944 г. Нью-Йорк. Симфонический оркестр Нью-Йоркской филармонии. Дирижер А. Радзинский.
21 апреля 1944 г. Бостон. Бостонский симфонический оркестр. Дирижер С. Кусевицкий.
26 мая 1944 г. Мехико. Дирижер К. Чавес.
23 июля 1944 г. Лондон. Симфонический оркестр Би-Би-Си. Дирижер Г. Вуд.
28 февраля 1946 г. Дирижер Р. Дезормьер.
Первое издание: Музгиз, 1946 г.
«На днях я закончил работу над своей новой, Восьмой, симфонией. Написал ее очень быстро — за два месяца с небольшим. Когда я закончил свою Седьмую симфонию, предполагал писать оперу, балет, начинал работать над героической ораторией о защитниках Москвы. Но работу над ораторией все же отложил и принялся за Восьмую симфонию.
<...> сюжетных моментов в ней нет. Она отражает мои мысли и переживания... Восьмая симфония имеет много внутренних конфликтов, и трагических, и драматических. Но в целом это оптимистическое, жизнеутверждающее произведение. Первая часть представляет собой большое адажио, в своей кульминации достигающее значительного драматического напряжения. Вторая часть — марш с элементами скерцо, третья — очень действенный, динамичный марш. Четвертая часть, несмотря на маршеобразную форму, носит грустный характер. Финальная, пятая часть — светлая, радостная музыка пасторального свойства, с разного рода танцевальными элементами, наигрышами народного характера.
<...>
Идейно-философскую концепцию моего нового произведения я могу выразить очень кратко, всего двумя словами: жизнь прекрасна. Все темное, мрачное сгинет, уйдет, восторжествует прекрасное».
Е. Мравинский:
«У Шостаковича, если можно так выразиться, абсолютный оркестровый слух. Он слышит и оркестр в целом и каждый инструмент в отдельности — и мысленно и в реальном звучании.
Вспоминаю такой случай. Мы репетировали Восьмую симфонию.
В первой части незадолго до генеральной кульминации есть эпизод, в котором английский рожок забирается довольно высоко, во вторую октаву. Рожок здесь дублируется гобоями и виолончелями и почти неразличим в общем звучании оркестра. Учитывая это, исполнитель сыграл на репетиции свою партию октавой ниже, чтобы поберечь губы перед большим ответственным соло, которое следует сразу за кульминацией. Услышать английский рожок в мощном звучании оркестра и обнаружить маленькую хитрость исполнителя было почти невозможно. Я, признаться, не заметил ее. Но вдруг за моей спиной из партера раздался голос Шостаковича: «Почему английский рожок играет октавой ниже?» Мы все обомлели. Оркестр остановился и после секунды молчания разразился аплодисментами».
Симфония № 8
Симфония № 8 соч. 65 Д.Д. Шостаковича была написана в 1943 году. Масштабную пятичастную партитуру композитор сочинил всего за два месяца. Сам Шостакович отмечал, что сочинение родилось спонтанно и процессу записи нотного текста не предшествовало длительное обдумывание произведения, как это нередко бывало у него в других случаях. Рассказывая о содержании симфонии, Шостакович специально отмечал, что в ней нет литературной программы, вероятно, желая тем самым подчеркнуть её отличие от предыдущей партитуры.
Официальная премьера симфонии состоялась 4 ноября 1943 года в Большом зале Московской консерватории в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Е.А. Мравинского.
Вслед за московской премьерой последовали первые исполнения симфонии в Новосибирске. В исполнении Симфонического оркестра Ленинградской филармонии и Мравинского Восьмая симфония неоднократно исполнялась в Москве, Ленинграде и за рубежом и трижды записывалась на пластинку: 2 июня 1947 года (Ленинградская студия), 23 сентября 1960 года (Лондон, Royal Festival Hall) и 25 февраля 1961 года (Большой зал Ленинградской филармонии).
Не меньший интерес, чем в СССР, вызвала новость о появлении новой симфонии Шостаковича за рубежом. Так, в США после успешной премьеры Седьмой симфонии крупнейшие исполнители буквально боролись за право исполнения следующего оркестрового опуса советского композитора. Первое исполнение в США состоялось 2 апреля 1944 года в Нью-Йоркском Карнеги-холле Симфоническим оркестром Нью-Йоркской филармонии под управлением Артура Родзинского. Трансляция концерта передавалась 134 радиостанциями для 25 миллионов слушателей из стран США и Латинской Америки.
21 и 22 апреля 1944 года симфония прозвучала в Бостоне, где её исполнил Бостонский симфонический оркестр под управлением Сергея Кусевицкого.
Вслед за американскими премьерами последовали исполнения в Европе. 13 июля 1944 года Восьмая симфония была сыграна в Великобритании Симфоническим оркестром Би-Би-Си под управлением сэра Генри Вуда.
Дискография Восьмой симфонии впечатляет: этому выдающемуся сочинению отдали дань многие крупные дирижёры — как современники Шостаковича, так и исполнители наших дней. Симфонию исполняли и записывали Е.А. Мравинский, А.В. Гаук, К.П. Кондрашин, Е.Ф. Светланов, Г.Н. Рождественский, Р.Б. Баршай, В.И. Федосеев, М.Д. Шостакович, М.Л. Ростропович, В.Д. Ашкенази, Д.Г. Китаенко, В.А. Гергиев, С.А. Кусевицкий, А. Родзинский, А. Превин, К. Зандерлинг, Б. Хайтинк, Г. Шолти, Л. Словак, Н. Ярви и др. Ещё при жизни Шостаковича было выпущено около двух десятков пластинок как в СССР, так и за рубежом.
Первое издание партитуры Восьмой симфонии появилось в 1946 году (М.; Л., Музгиз, 1946). Первое зарубежное издание партитуры состоялось в 1947 году в Лейпциге (Breitkopf & Härtel).
записи:
- Бостонский симфонический оркестр. Дирижер С.А. Кусевицкий. 1944 // Fonotipia ‘Le Grandi Orchestra nel Mondo, Volume 12’ C015-93 12. 1993
- Нью-Йоркский филармонический оркестр. Дирижер А. Родзинский. 1944 // AS 538. 1990
- Симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии. Дирижер Е.А. Мравинский. 1947 // Мелодия Д 032639-40, 1973
- Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Дирижер А.В. Гаук. 1959 // Revelation RV 10061, 1997
- Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии. Дирижёр К.П. Кондрашин. 1961 // Мелодия СМ 03583-4, 1973
- Симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии. Дирижер Е.А. Мравинский. 1961 // Мелодия Д 09615-17, Д 09799, 1966; Мелодия СМ-03583-4, 1980
- Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии. Дирижёр: К.П. Кондрашин. 1967 // Melodia Eurodisc 85 276 XEK
- Лондонский симфонический оркестр. Дирижер А. Превен. 1973 // HMV ASD 2917, 1973
- Берлинский симфонический оркестр. Дирижёр К. Зандерлинг. 1976 // Eterna 8 26 972, 1977
- Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР. Дирижёр Г.Н. Рождественский. 1983 // Мелодия А 10 00119 002, 1985
- Борнмутский симфонический оркестр. Дирижёр Р.Б. Баршай. 1985 // EMI EL 270290-1, 1985
- Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Дирижер В.И. Федосеев. 1985 // Мелодия SUCD 10 00 240, 1991
- Чикагский симфонический оркестр. Дирижер Г. Шолти. 1989 // Decca 425 675-1DH; 425 675-2DH, 1989
- Шотландский национальный оркестр. Дирижер Н. Ярви. 1989 // Chandos ABRD 1396; CHAN 8757, 1990
- Лондонский симфонический оркестр. Дирижер М.Д. Шостакович. 1991 // Collins Classics 1271-2, 1991
- Вашингтонский национальный симфонический оркестр. Дирижер М.Л. Ростропович. 1991 // Teldec 9031 74719-2, 1992
- Симфонический оркестр Мариинского театра. Дирижер В.А. Гергиев. 1994 // Philips 446 062-2PH, 1995
- Российский национальный оркестр. Дирижер П. Берглунд. 2005 // PentaTone classics PTC 5186 084, 2006
- Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан. Дирижер А.В. Сладковский. 2017 // Мелодия. MEL CD 1002470, 2017 (в комплекте из 13 CD)