Сочинения Симфонии

Симфония № 7

Opus SO Opus SO

Opus 60
1941 год

Симфония № 7. Соч. 60. Партитура.
Симфония № 7. Соч. 60. Клавир.
премьера:

05-марта-1942

Куйбышев, Дворец культуры. Оркестр Большого театра СССР. Дирижер С.А. Самосуд.

первое издание:

1942, М., Л., Музгиз.

рукописи:

РНММ, ф. 32, ед. хр. 68 (для ф-п в 4 руки); РГАЛИ, ф. 2048, оп. 1, ед. хр. 8 (эскизы)


Посвящение: «Городу Ленинграду».
Длительность: 75’
Премьеры:
5 марта 1942 г. Куйбышев, Дворец культуры. Оркестр Большого театра СССР. Дирижер С. Самосуд.
Концерт транслировался по всем радиостанциям Советского Союза и за границу. Радиопередаче предшествовало выступление перед микрофоном Д. Шостаковича.
29 марта 1942 г. сочинение прозвучало в Москве, в Колонном зале Дома Союзов. Дирижер С. Самосуд.
9 июля 1942 г. — в Новосибирске. Оркестр Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского.
9 августа 1942 г. симфония № 7 прозвучала в блокадном Ленинграде. В Большом зале Ленинградской филармонии ее исполнил оркестр п/у К. И. Элиасберга.
Премьеры за рубежом:
22 июня 1942 г. Лондон. Оркестр Лондонской филармонии. Дирижер Г. Вуд.
19 июля 1942 г. Нью Йорк. Оркестр Национальной Радиокорпорации США. Дирижер А. Тосканини.
14 августа 1942 г. Бостон. Симфонический оркестр. Дирижер С. Кусевицкий.
10 сентября 1942 г. Мехико. Дирижер К. Чавес.
В 1942—1943 гг. симфония прозвучала также в Канаде, Аргентине, Перу и Уругвае. В сезоне 1945/46 гг. состоялись первые исполнения симфонии в Париже, Праге, Белграде, Риме, Осло, Вене, Софии, Будапеште, Копенгагене, Кракове, Загребе. В сезоне 1946/47 гг. симфония была исполнена в Берлине.

«Свою седьмую Ленинградскую симфонию я писал быстро. Я не мог ее не писать. Кругом шла война. Я должен был быть вместе с народом, я хотел создать образ нашей сражающейся страны, запечатлеть его в музыке. С первых дней войны я сел за рояль и начал работать. Работал напряженно, мне хотелось написать произведение о наших днях, о моих современниках, которые не жалели сил и жизни во имя победы над врагом. В перерывах между работой я выходил на улицу и с болью и гордостью смотрел на любимый город. Он стоял опаленный пожарами, испытавший все страдания войны. Ленинград боролся. Это была мужественная борьба. К концу 1941 года я закончил эту симфонию, написанную словно на едином дыхании...»

«Мои дорогие друзья! Я говорю с вами из Ленинграда, в то время как у самых ворот его идут жестокие бои с врагом... Я говорю с фронта.
Вчера утром я закончил партитуру второй части моего нового симфонического сочинения. <...> Я сообщаю об этом для того, чтобы все знали: опасность, грозящая Ленинграду, не оборвала его полнокровной жизни. <...> Все мы несем сейчас свою боевую вахту. <...> Советские музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что нашей Родине, нашей жизни, нашему искусству грозит великая опасность. Будем же защищать нашу Родину, нашу жизнь, нашу музыку, будем же честно и самоотвержено работать!»

«Первая часть этого произведения была мною закончена 3 сентября, вторая — 17 сентября, а третья — 29 сентября.
Сейчас я заканчиваю последнюю, четвертую часть. Я никогда не сочинял так быстро, как сейчас».

«Экспозиция первой части повествует о счастливой мирной жизни людей, уверенных в себе и своем будущем. Это простая, мирная жизнь, какой до войны жили тысячи ленинградских ополченцев, весь город, вся наша страна.
В разработке в мирную жизнь этих людей врывается война. Я не стремлюсь к натуралистическому изображению войны, изображению лязга оружия, разрыва снарядов и т. п. Я стараюсь передать образ войны эмоционально. Собственно говоря, то, что я называю разработкой, является скорее эпизодом в первой части, так как она написана в форме, более всего приближающейся к рондо- сонате.
В репризе возвращаются те же темы, что были в экспозиции. Но здесь они носят совершенно другой характер. Реприза — траурный марш или, вернее, ревием о жертвах войны. Простые люди чтят память своих героев. Как мне нужны были слова для этого эпизода! Но нигде я их не мог найти. Был момент, когда я сам собирался их писать. Впрочем, теперь я даже рад, что слов нет, потому что это очень бы осложнило партитуру. После реквиема идет еще более трагический эпизод. Я не знаю, как охарактеризовать эту музыку. Может быть в ней — слезы матери или даже чувство, когда скорбь так велика, что слез уже не остается. Эти два лирических фрагмента приводят к заключению первой части, к апофеозу жизни, солнца. В самом конце опять возникает отдаленный грохот, напоминающий о том, что война продолжается. <...> Вторая и третья части симфонии не связаны какой-либо прграммой. Они предназначены, чтобы служить лирической разрядкой. Еще Шекспир учил, что нельзя держать зрителя в состоянии постоянного напряжения. В этом смысле меня всегда восхищала сцена с могильщиками в "Гамлете". Вторая часть симфонии — очень лирическое скерцо. Юмора в ней маловато, но для меня она чем-то связана со скерцо из квинтета. Третья часть — патетическое адажио, драматический центр произведения».


Симфония № 7

     Седьмая симфония соч. 60 была сочинена в июле–декабре 1941 года. Первые три части симфонии написаны в Ленинграде, который вскоре после начала Великой Отечественной войны был окружён и оказался в блокаде. Шостакович отказался эвакуироваться из осаждённого города, был зачислен в народное ополчение, затем — в состав команды противовоздушной обороны, дежурившей на крыше консерватории.
     30 сентября Шостаковичу, упорно сопротивлявшемуся выезду из Ленинграда, было сообщено распоряжение Военного Совета фронта о немедленной эвакуации. 1 октября композитор с семьёй был на военно-транспортном самолёте отправлен в Москву.
     14 октября композитор с семьёй выехал из Москвы в Куйбышев. В Куйбышеве Шостакович оказался в тяжёлой бытовой ситуации, «его с семьёй устроили на полу в одной из школ <...> — вспоминал художник Николай Соколов. — В каждом классе помещалось по восемнадцать человек, да ещё вещи <...> Спали на полу, без тюфяков, на чём придётся, впритык друг к другу».
     30 ноября, сообщая Исааку Гликману о том, что уже написаны три части, Шостакович пишет: «Возможно, что скоро бы я закончил и четвёртую часть, однако до сих пор она ещё не готова, даже хуже: она ещё не начиналась. Причины этому, очевидно, разные, и главная — это усталость от большого напряжения всех сил, которые были затрачены на сочинение первых трёх частей». «... Если у меня будут две комнаты, и я смогу иногда уединиться от своих детей, то, вероятно, смогу закончить 7-ю симфонию», — говорит он в том же письме.
     24 декабря был сделан набросок окончания четвёртой части, и в этот же день, в письме к Левону Атовмьяну, Шостакович уверенно намечает срок завершения всей партитуры: «Я работаю над финалом симфонии, каковой будет через 3–4 дня закончен». На последней странице автографа Шостакович поставил дату: 27 декабря 1941 года.
     Таким образом, вся работа над Седьмой симфонией, начиная с эскиза первой части и кончая последней страницей партитуры, протекала с 19 июля по 27 декабря 1941 года.
     Премьера Седьмой симфонии состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, во Дворце культуры им. В.В. Куйбышева в исполнении оркестра Большого театра СССР под управлением Самуила Самосуда. Это исполнение положило начало не только вполне ожидаемому бурному общественному отклику, но и триумфу симфонии во всём мире.
     Московская премьера симфонии состоялась 29 марта 1942 года в Колонном зале Дома Союзов. Объединёнными оркестрами Большого театра и Всесоюзного радио дирижировал также С.А. Самосуд. 9 июля 1942 года Оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского исполнил симфониюв Новосибирске.
     9 августа 1942 года симфония прозвучала в осаждённом Ленинграде. В Большом зале филармонии её исполнил объединённый оркестр под управлением Карла Элиасберга. Премьера транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети, так что услышать её могли не только жители города, но и немецкие войска. Концерт в Ленинграде стал одной из самых драматических страниц в истории исполнения симфонии. В честь этого события на фасаде Большого зала Филармонии установлена мемориальная доска.
     Седьмая симфония вызывала исключительный интерес и общественный резонанс как в СССР, так и во всём мире.
     Летом 1942 года состоялись первые зарубежные исполнения Седьмой симфонии: 22 июня — радиопремьера и 29 июня концертное исполнение в лондонском «Роял Альберт-холле» Оркестром Лондонской филармонии под управлением сэра Генри Вуда; 19 июля 1942 года — в Нью-Йорке в Большой студии 8-Н Оркестром Национальной радиовещательной корпорации (NBC) под управлением Артуро Тосканини.
     Седьмая симфония вошла в историю культуры как символ борьбы с фашизмом, став музыкальной летописью военных лет.


записи:

  • Симфонический оркестр NBC. Дирижёр А. Тосканини. 1942 // RCA Victrola VICS6038, 1970
  • Симфонический оркестр NBC. Дирижер Л. Стоковский. 1942 // Pearl GEMM CDS 9044, 1994
  • Berlin Philharmonic Orchestra, Sergiu Celibidache. 1946 // Urania URLP 601
  • Симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии. Дирижёр Е.А. Мравинский. 1952 // Мелодия Д 033449-52, 1972
  • Чешский филармонический оркестр. Дирижёр К. Анчерл. 1957 // Supraphon SUA 10359-60, 1963
  • Нью-Йоркский филармонический оркестр. Дирижёр Л. Бернстайн. 1962 // Columbia M2L 322
  • Симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии. Дирижёр К.И. Элиасберг. 1964 // Мелодия М10 45011 003, 1983
  • Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии. Дирижёр К.П. Кондрашин. 1967 // Le Chant du Monde LDX 78595-6
  • Государственный академический симфонический оркестр СССР. Дирижер Е.Ф. Светланов. 1968 // Melodia Eurodisc 87 615 XK, 1974
  • Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии. Дирижер К.П. Кондрашин. 1975 // Мелодия С10-06435-38, 1980
  • Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР. Дирижёр Г.Н. Рождественский. 1984 // Мелодия А 10 00257 006, 1987
  • Шотландский национальный оркестр. Дирижер Н. Ярви. 1988 // Chandos ABRD 1312, 1988
  • Симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Дирижер М. Янсонс. 1988 // EMI EL7 49494-1, 1988
  • Национальный симфонический оркестр (США). Дирижер М.Л. Ростропович. 1989 // Erato 2292 45414-2, 1990
  • Лондонский симфонический оркестр. Дирижер М.Д. Шостакович. 1990 // Collins Classics 7029-2, 1993
  • Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии. Дирижер Ю.Х. Темирканов. 1995 // RCA Victor Red Seal 09026 62548-2, 1996
  • Государственная академическая симфоническая капелла России. Дирижер В.К. Полянский. 1996 // Chandos CHAN 9621, 1998
  • Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского. Дирижер В.И. Федосеев. 1996 // Exton OVCL 00169, 2004
  • Симфонический оркестр Мариинского театра, Роттердамский филармонический оркестр. Дирижер В.А. Гергиев. 2001 // Philips CD 470 845-2PH и SACD 470 623-2. 2003
  • Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан. Дирижер А.В. Сладковский. 2017 // Мелодия. MEL CD 1002470, 2017 (в комплекте из 13 CD)

назад

Годы жизни