Сочинения Киномузыка

«Приключения Корзинкиной». Музыка к кинофильму

Opus 57 Opus SO

Opus 59
1940 год

«Приключения Корзинкиной». Соч. 59. «Зоя». Соч. 64
премьера:

11-ноября-1940

«Ленфильм». Авторы сценария К. Минц, Г. Ягдфельд. Режиссер-постановщик К. Минц.

первое издание:

1987, Москва. Шостакович Д. Д. Собр. соч., т. 41.

рукописи:

Автограф партитуры находится в семейном архиве композитора, а эскизы в РГАЛИ (ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 46).


Музыка к кинофильму«Приключения Корзинкиной»:
эксперименты в области советской кинокомедии

  В 1941 году киностудия «Ленфильм» выпустила кинокомедию «Приключения Корзинкиной» режиссёра К. Б. Минца по сценарию, написанному им совместно с Г. Б. Ягдфельдом. По приглашению Минца музыку к ней написал Д. Д. Шостакович. Эта лента стала первой работой композитора в жанре кинокомедии.
  Точное время выхода фильма на экраны неизвестно. Приводимые в литературе даты 11 ноября 1940 года и 22 июля 1941 года ошибочны. По воспоминаниям современников — например, исполнительницы главной роли Янины Жеймо, — лента была показана позже обеих дат. Минц сообщал, что она шла «в самые тяжёлые дни блокады Ленинграда». Можно предположить, что она вышла на экраны не ранее 8 сентября 1941 года, скорее всего в октябре.
  Климентий Минц предполагал, что этот короткометражный фильм, длящийся около 38 минут, станет первой серией в цикле, посвящённом героине Яне Корзинкиной. Но война помешала осуществить замысел.
  Важную роль в успехе фильма Минц отводил музыке. Режиссёр вспоминал: «Для меня не было сомнений в том, что к фильму такого характера, колорита, основанного на комической стихии, гротеске, юморе, музыку должен писать Шостакович».
  Минц, ещё только начинавший свою деятельность в кинематографе, волновался перед предстоящей встречей с именитым Шостаковичем, чей авторитет был к тому времени уже общепризнанным. Известный как автор «серьёзной» музыки, в 1940 году он был отмечен государством и за работу в области киномузыки — ему вручили орден Трудового Красного Знамени.
  Минц вспоминал: «Я позвонил ему и попросил разрешения приехать для делового разговора. На этом первом свидании я очень волновался. Дмитрий Дмитриевич попросил меня рассказать о картине, затем я передал ему для ознакомления режиссёрский сценарий». Минц показал композитору «мизанкадры» к фильму, нарисованные известным художником-карикатуристом Константином Ротовым, искусство которого Шостакович ценил. Минц вспоминал, что, разглядывая его рисунки, композитор сказал: «Хорошо, что вы мне их показали до того, как я начал писать музыку. Эти забавные рисунки возбуждают музыкальную фантазию».
  Шостакович согласился на работу, и начались подробные обсуждения музыки к будущему фильму. Режиссёр прорабатывал с композитором буквально каждый музыкальный эпизод, «его ритм и темп, и даже предполагаемый юмор и гротеск», что довольно сильно ограничивало творческую инициативу самого Шостаковича. В результате почти все номера фонограммы опираются на легко считываемые жанры — марш, галоп, вальс и др. Музыка выполняет функцию метроритмической основы для визуального ряда и усиливает комизм разыгрываемых сценок.
  Как вспоминал Минц, Шостакович написал много музыки, «вся картина была насыщена» ею, но по разным причинам не все номера вошли в фильм. Сегодня восстановить первоначальную версию музыкальной фонограммы невозможно. Как свидетельствовал Минц, в блокадном Ленинграде сгорел
единственный негатив с полной версией ленты.
  Приведём список законченных музыкальных номеров, вошедших в финальную сохранившуюся версию, которая, как указывал Минц, была значительно сокращена. Последовательность номеров соответствует хронологии фильма.

  1. Увертюра (Allegretto, 2/4, F-dur)
  2. Allegretto, 4/4, d-moll [номер без названия, в данном издании назван по темповому обозначению]
  3. Музыка в ресторане (Moderato non troppo, 2/4, C-dur)
  4. Погоня (Presto, 2/4, C-dur)
  5. Марш (Allegretto, 2/4, F-dur)
  6. Финал с хором на основе песенки, сообщённой клоуном Мусиным композитору (Andantino, 2/4, g-moll)

  Многие нотные автографы Шостаковича, относящиеся к фильму, считались утерянными в блокадном Ленинграде. В 2004 году часть из них была обнаружена в так называемой Музейной папке из ГЦММК. Её составляют черновые материалы, большинство которых поступили от Л. Т. Атовмьяна в 1964 году. В папке хранились автографы следующих номеров, которые не вошли в финальную сохранившуюся версию фильма:

  1. Галоп и Колыбельная (Allegro, 2/4)
  2. На бульваре (Moderato, 3/4, в основе — жанр вальса)
  3. Финал — первая, более ранняя версия (Allegretto, 2/4)
  4. Оркестровка «Песни о блохе» М. П. Мусоргского (два варианта)

  Одновременно с работой над фильмом композитор занимался оркестровкой оперы «Борис Годунов» Мусоргского (соч. 58), которую закончил в апреле — мае 1940 года. Она была заказана Шостаковичу дирижёром Большого театра С. А. Самосудом для нового спектакля.
  Судьба киноленты сложилась драматично. Как вспоминал Минц, фильм, несмотря на поддержку именитых режиссёров, подвергся сильной цензуре, многие сцены были сокращены и вырезаны. Однако дирекция студии «Ленфильм» не сдавалась и показала картину руководству обороной Ленинграда, которое решило всё-таки выпустить эту эксцентричную комедию на экраны города во время блокады.
  Сохранившийся цензурированный вариант (в 38 минут) показывали в кинотеатре «Колос» в Ленинграде, в госпиталях и дивизионных клубах, на Западном фронте. Минц вспоминал: всегда был «успех», «смех и хохот». Янина Жеймо рассказывала, как лётчики, одними из первых посмотревшие ленту, собрали для актрисы, оставшейся в блокадном Ленинграде, ящик с продуктами, который воспринимался во время голода как чудо. Она вспоминала, что принёсший подарок лётчик сказал: «<...> Мы так смеялись, веселились, что даже забыли о войне. А когда фильм закончился, мы решили в знак благодарности преподнести вам подарок. Каждый из нас положил в этот ящик, что мог. Вы уж не взыщите, если что не так, — мы ведь от чистого сердца». Она хотела поблагодарить, но смутилась: «У меня что-то подкатило к горлу. Сказала только: „Передайте летчикам...“ — а больше не могу произнести ни слова».
  В 1963 году, когда отмечалось 55-летие Минца, лента «Приключения Корзинкиной» была показана в Центральном доме литераторов в Москве в рамках вечера «Мастера комедийного жанра театра и кино». К этому времени Минц был хорошо известен как сценарист таких популярных фильмов, как «Укротительница тигров», «Шофёр поневоле», «Медовый месяц» и др. Несколько ранее, весной 1963 года, в одном из молодёжных ленинградских клубов проходила дискуссия о путях развития советской кинокомедии, и показ ленты Минца с музыкой Шостаковича вписывался в этот актуальный для эпохи оттепели запрос на жанр. Позже фильм демонстрировался в московском кинотеатре «Иллюзион», специализирующемся на ретроспективных просмотрах архивов Госфильмофонда, на советском телевидении, а также в Лондоне в 1979 году.
  Впервые музыка к киноленте была издана в томе 41 Собрания сочинений Шостаковича (М.: Музыка, 1987). В публикацию номера вошли в следующей последовательности: Увертюра, Марш, Погоня, Музыка в ресторане и Финал. Номера Allegretto, оркестровки «Песни о блохе» Мусоргского, «Галоп и Колыбельная», «На бульваре» и первый вариант Финала не издавались.
  Музыка к фильму вошла в сюиту из шести номеров соч. 59а, которую сделал Геннадий Рождественский: 1. Увертюра. 2. Марш. 3. Погоня. 4. Музыка в ресторане. 5. Интермеццо. 6. Финал.
  В 1984 году дирижёр записал её на «Мелодии» с С имфоническим оркестром и камерным хором Министерства культуры СССР при участии фортепианного дуэта Наталии Коридалиной и Михаила Мунтяна. Запись затем была выпущена на лейблах «Olympia» и «BMG» в 1988, а «Мелодией» перезаписана в 1999 году. Позже появились и другие записи, сделанные российскими музыкантами.


назад