Симфония № 5
Opus 47
1937 год
премьера:
21-ноября-1937
Ленинград. Большой зал Ленинградской филармонии. Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Дирижер Е.А. Мравинский.
первое издание:
М., Л., Музгиз, 1939
рукописи:
Автограф партитуры утерян. Эскизы, клавир: РГАЛИ, ф. 2048, оп. 1, ед. хр. 6 (клавир, эскизы); РНММ, ф. 32, ед. хр. 273 (черновой клавир)
Длительность: 45’
Премьера: 21 ноября 1937 года. Большой зал Ленинградской филармонии. Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Дирижер Е. Мравинский.
Премьеры за рубежом: 14 июня 1938 года в зале Плейель в Париже. Дирижер Р. Дезормьер.
Май 1940. Нью-Йорк. Оркестр Нью-Йоркской филармонии. Дирижер А. Родзинский.
Первое издание: Партитура, М., Музгиз, 1939.
«Рождению Пятой симфонии предшествовала длительная внутренняя подготовка. И может быть, поэтому самый процесс работы над симфонией был у меня сравнительно короток (третью часть, например, я написал в три дня)...
Тема моей симфонии — становление личности. Именно человека со всеми его переживаниями я видел центре замысла этого произведения, лирического по своему складу от начала до конца. Финал симфонии разрешает трагедийно-напряженные моменты первых частей в жизнерадостном, оптимистическом плане.
У нас иногда возникает вопрос о законности самого жанра трагедии в советском искусстве. Но при этом часто подлинную трагедийность смешивают с обреченностью, пессимизмом. Я думаю, что советская трагедия как жанр имеет полное право на существование. Но содержание должно быть пронизано положительной идеей, подобно, например, жизнеутверждающему пафосу шекспировских трагедий. В музыкальной литературе нам также знакомы многие гениальные страницы, где суровые патетические образы Реквиема Верди и Моцарта способны вдохнуть в человеческую душу не слабость и отчаяние, а мужество и стремление к борьбе..».
«Мое новое произведение можно назвать лирико-героической симфонией. Ее основная идея — переживания человека и всеутверждающий оптимизм. Мне хотелось показать в симфонии, как через ряд трагических конфликтов большой внутренней душевной борьбы утверждается оптимизм как мировоззрение.
Некоторые товарищи при обсуждении симфонии в Ленинградском отделении Союза советских композиторов называли Пятую симфонию автобиографическим произведением. Я считаю, что это определение в некоторой степени правильно. По-моему, во всяком художественном произведении есть черты автобиографичности. В любом произведении должен чувствоваться живой человек, автор. Плохо и скучно то произведение, в котором не виден его создатель. И поэтому всякая симфония, быть может, характерная для моей творческой индивидуальности, вместе с тем не отображает эпизодов моей жизни».
Соч. 47
Вероятно, после довольно быстрого написания эскизов первых трёх частей работа над симфонией затормозилась, и сочинение финала и создание партитуры в целом потребовали более значительного времени.
Премьера симфонии состоялась 21 ноября 1937 года в Большом зале Ленинградской филармонии и прошла с исключительным, беспрецедентным успехом. Композитор Максимилиан Штейнберг, педагог Шостаковича по консерватории, записал в дневнике: «Овации были грандиозные, лет 10 таких не запомню». «Во время финала, — свидетельствует другой современник, — многие слушатели один за другим начали непроизвольно подниматься со своих мест. <...> Музыка какой-то поистине электрической силой заставила к концу встать весь зал. Головокружительный грохот оваций сотряс колонны белого филармонического зала, и Мравинский поднял партитуру высоко над головой, как бы указывая, что не ему, дирижёру, принадлежит эта буря рукоплесканий и криков и не оркестру, а музыке — музыке! — и создателю Пятой симфонии — Шостаковичу». Аплодисменты, продолжавшиеся, по воспоминаниям участников событий, около получаса, приняли демонстративный характер. «Публика <...> устроила бешеную овацию — демонстративную [в ответ] на всю ту травлю, которой подвергся бедный Митя, — записала в дневнике после концерта художница Любовь Яковлева. — Все повторяли одну и ту же фразу: ответил и хорошо ответил. Д. Д. вышел бледный, бледный, закусив губы. Я думаю, он мог бы расплакаться».
«Это был просто триумф, — вспоминал Шебалин. — Дмитрия Дмитриевича столько раз вызывали, что это стало почти демонстрацией — после «Сумбура» и прочего. Иван Иванович [Соллертинский] очень волновался за Д. Д., они с моей женой всячески удерживали его от выходов на эстраду и увели его».
Симфония вызвала бурный отклик прессы — около двадцати статей. После московской премьеры в течение недели рецензии в центральных газетах появлялись почти ежедневно. В Ленинградском и Московском союзах композиторов прошли дискуссии о симфонии. С оценками нового произведения Шостаковича выступили профессиональные критики и известные композиторы. При единодушно положительной общей оценке произведения в прессе высказывалось немало негативных соображений, порой достаточно резких. По мнению А. Острецова, в симфонии «пафос страдания в ряде мест доведён до натуралистического крика и вопля». Особенно часто критиковался финал цикла. Здесь, писал И. Нестьев, «теряется ощущение человечности, живой эмоции, столь ярко выраженной в первых трёх частях». Он же предостерегал композитора от «преувеличения замкнутых субъективных переживаний человека» и от «излишней обострённости в раскрытии» этих переживаний.
Сам композитор, однако, считал Пятую симфонию большой творческой удачей. «Я очень люблю это своё сочинение», — говорил он. В 1940 году в беседе с писательницей Мариеттой Шагинян, отвечая на вопрос, какие из своих произведений он считает лучшими, композитор прежде всего назвал именно Пятую симфонию. Тогда же в интервью, носившем принципиальный, итоговый характер, он сказал: «Одной из центральных для моего творчества работ была написанная в 1937 году Пятая симфония».
Уже к концу 1930-х годов симфония приобрела широкую международную известность, а впоследствии стала одним из популярнейших образцов мирового симфонического репертуара.
записи:
- Филадельфийский симфонический оркестр. Дирижер Л. Стоковский. 1939 // GEMM CDS 9044, 1993
- Кливлендский симфонический оркестр. Дирижер А. Родзинский. 1942 // DANTE PRODUCT. LYS 139, 1996
- Бостонский симфонический оркестр. Дирижер С.А. Кусевицкий. 1948 // AS DISC 571, 1990
- Королевский филармонический оркестр. Дирижер А. Родзинский. 1954 // MCD 80112 MCЛ, 1996
- Симфонический оркестр Ленинградской Государственной филармонии. Дирижер Е.А. Мравинский. 1954 // BMG 74321 29404 2 МЕЛОДИЯ, 1996
- Чешский филармонический оркестр. Дирижер К. Анчерл. 1961 // PRAGA PR 254 002/03,
- Лондонский симфонический оркестр. Дирижер Л. Стоковский. 1964 // BBC RADIO CLASSICS 15656 91542, 1996
- Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии. Дирижер К.П. Кондрашин. 1964 // LE CHANT DU MONDE LDC 278 1003/04, 1988
- Лондонский симфонический оркестр. Дирижер А. Превен. 1965 // BMG 74321 24212 2, 1995
- Государственный академический симфонический оркестр СССР Дирижер Е.Ф. Светланов. 1978 // RUSSIAN ART CLA 10011-2, 1998
- Нью-Йоркский филармонический оркестр. Дирижер Л. Бернстайн. 1979 // MDK CBS 44903, 1989
- Королевский оркестр Концертгебау, Амстердам. Дирижер Б. Хайтинк. 1981 // DECCA 410 017-2 D H, 1983
- Вашингтонский национальный симфонический оркестр. Дирижер М.Л. Ростропович. 1983 // Deutsche Grammophon GH 410 509-2, 1983
- Швейцарский филармонический оркестр. Дирижер Р.Б. Баршай. 1989 // MGB CD 6101, 1994
- Лондонский симфонический оркестр. Дирижер М.Д. Шостакович. 1990 // COLLINS 11082, 1990
- Филадельфийский симфонический оркестр. Дирижер Р. Мути. 1992 // EMI CLASSICS 0777 7 54803 2 0, 1993
- Венский филармонический оркестр. Дирижер Г. Шолти. 1993 // DECCA 440 476-2, 1994
- Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской государственной филармонии. Дирижер Ю.Х. Темирканов. 1995 // BMJ 09026 68548 2, 1996
- Симфонический оркестр Мариинского театра. Дирижер В.А. Гергиев. 2002 // Philips CD/SACD 470 651-2PSA, 2004
- Ливерпульский Королевский филармонический оркестр. Дирижер В. Петренко. 2008 // Naxos 8.572167, 2009