Сочинения
Сочинения для оркестра
Тема с вариациями
Opus 3
1921-1922 год
премьера:
11-февраля-1981
Большой зал Ленинградской филармонии
первое издание:
Собр. соч., т.10. М., 1984
рукописи:
ЦГАЛИ ф.2048, оп.1, ед.хр.16, оп.2, ед.хр.3
Посвящение: «Светлой памяти Николая Александровича Соколова»
Длительность: 15,5’
«Это был превосходный музыкант и педагог. Я смог получить у него отличные и прочные знания».
«Вариации целиком написаны под влиянием Глазунова. В одной из них (в 8-й) были некоторые, подсознательные попытки отойти от этого влияния. Там были и любопытные ритмические комбинации.
Вобщем Вариации и Сюиту для 2-х ф-п я считаю сочинениями, совершенно неудачными. Это были почти-что копии с Глазунова (Вариации) и, отчасти с Глазунова и Чайковского (Сюита для 2-х ф-п)».
Тема с вариациями
Соч. 3
Соч. 3
В Новом собрании сочинений фортепианная версия Темы с вариациями обозначена номером 3а.
В 1921 году Шостакович в рамках 3-го курса консерваторского обучения приступил к изучению предмета под названием «Форма». Преподавал дисциплину Н.А. Соколов. «Это был превосходный музыкант и педагог», — вспоминал Шостакович. — «Он часто пропускал занятия, хотя жил близко от консерватории. Но я нашёл выход и „перехитрил“ его, приходя заниматься к нему домой. Благодаря этому я смог получить у него отличные и прочные знания». Обучение прервалось из-за скоропостижной смерти учителя 27 марта 1922 года.
Студенты консерватории должны были не только изучать музыкальные формы, но и практически осваивать курс — писать соответствующие образцы, в том числе и вариации. К моменту начала занятий в классе формы ученики уже обладали навыками оркестровки, и «Тема с вариациями», возможно, писалась как оркестровое сочинение (один из вариантов названия «Вариации для симфонического оркестра»).
Порядок работы над произведением не нашёл отражения в каких-либо документах, кроме рукописей, но можно предположить, что первый вариант вариаций был написан для фортепиано, а затем Шостакович его оркестровал, попутно внося уточнения в нотный текст. Подобный подход к работе был уже знаком ему по недавно завершённому Скерцо ор. 1, а впоследствии, уже в зрелом возрасте, применялся и в других симфонических сочинениях. Вероятно и то, что при создании окончательного фортепианного варианта учитывались оба источника — партитура и фортепианный черновик.
Именно фортепианная версия Вариаций была представлена Шостаковичем на экзамене по классу форм 19 июня 1922 года и высоко оценена А. К. Глазуновым. Она же неоднократно звучала впоследствии в исполнении автора. Впервые Вариации были сыграны 22 мая 1922 года на вечере членов кружка композиторов под рубрикой очередного «понедельника Разряда истории музыки» в Российском институте истории искусств.
В дальнейшем Вариации также прозвучали 27 января 1923 года в Малом зале консерватории, на концерте студентов, и 8 ноября 1923 года в бывшем зале Шрёдера, в рамках концерта «Кружка друзей камерной музыки».
Шостакович включал Вариации в свои фортепианные программы под разными названиями. В рукописном объявлении о концерте членов Кружка композиторов (22 мая 1922 года) сочинение фигурирует как «Тема с вариациями», в программе концерта в Малом зале консерватории (27 января 1923 года) указаны «Вариации для оркестра в переложении для фортепиано», в других случаях фортепианная версия сочинения именовалась просто «Вариациями».
Вариации для симфонического оркестра впервые прозвучали под управлением Рождественского в Большом зале Ленинградской филармонии 11 февраля 1981 года. Теми же исполнителями была осуществлена запись сочинения в серии «Д. Шостакович. Из рукописей разных лет» (1983, «Мелодия»). Партитура опубликована в 1984 году издательством «Музыка» в Собрании сочинений Д.Д. Шостаковича (т. 10).
Студенты консерватории должны были не только изучать музыкальные формы, но и практически осваивать курс — писать соответствующие образцы, в том числе и вариации. К моменту начала занятий в классе формы ученики уже обладали навыками оркестровки, и «Тема с вариациями», возможно, писалась как оркестровое сочинение (один из вариантов названия «Вариации для симфонического оркестра»).
Порядок работы над произведением не нашёл отражения в каких-либо документах, кроме рукописей, но можно предположить, что первый вариант вариаций был написан для фортепиано, а затем Шостакович его оркестровал, попутно внося уточнения в нотный текст. Подобный подход к работе был уже знаком ему по недавно завершённому Скерцо ор. 1, а впоследствии, уже в зрелом возрасте, применялся и в других симфонических сочинениях. Вероятно и то, что при создании окончательного фортепианного варианта учитывались оба источника — партитура и фортепианный черновик.
Именно фортепианная версия Вариаций была представлена Шостаковичем на экзамене по классу форм 19 июня 1922 года и высоко оценена А. К. Глазуновым. Она же неоднократно звучала впоследствии в исполнении автора. Впервые Вариации были сыграны 22 мая 1922 года на вечере членов кружка композиторов под рубрикой очередного «понедельника Разряда истории музыки» в Российском институте истории искусств.
В дальнейшем Вариации также прозвучали 27 января 1923 года в Малом зале консерватории, на концерте студентов, и 8 ноября 1923 года в бывшем зале Шрёдера, в рамках концерта «Кружка друзей камерной музыки».
Шостакович включал Вариации в свои фортепианные программы под разными названиями. В рукописном объявлении о концерте членов Кружка композиторов (22 мая 1922 года) сочинение фигурирует как «Тема с вариациями», в программе концерта в Малом зале консерватории (27 января 1923 года) указаны «Вариации для оркестра в переложении для фортепиано», в других случаях фортепианная версия сочинения именовалась просто «Вариациями».
Вариации для симфонического оркестра впервые прозвучали под управлением Рождественского в Большом зале Ленинградской филармонии 11 февраля 1981 года. Теми же исполнителями была осуществлена запись сочинения в серии «Д. Шостакович. Из рукописей разных лет» (1983, «Мелодия»). Партитура опубликована в 1984 году издательством «Музыка» в Собрании сочинений Д.Д. Шостаковича (т. 10).