Сочинения
Сюиты из опер и балетов
Сюита из оперы «Леди Макбет Мценского уезда»
Opus 29a
1932 год
первое издание:
Новое собрание сочинений. Т. 69. М., DSCH, 2002
рукописи:
Архив Д.Д. Шостаковича, ф. 10, р. 1, ед. хр. 26
Сюита из оперы «Леди Макбет Мценского уезда»
Соч. 29а
Соч. 29а
В течение всей творческой жизни Шостакович составлял (или авторизовал составленные в контакте с ним другими музыкантами) сюиты на основе своих произведений для кино, драматического и музыкального театра: от оперы «Нос», соч. 15 (1928), до последних киноработ конца 60-х годов.
На рубеже 1920 – 1930-х годов Шостакович неоднократно подчёркивал большое значение симфонического начала в своих музыкально-театральных работах.
В статье, напечатанной в буклете к московской премьере 1934 года, композитор особенно выделил именно оркестровые антракты. «Музыкальное течение идёт без перерыва, — писал он, — обрываясь лишь при окончании каждого акта, и возобновляется в следующем, идя не по маленьким кусочкам, но развиваясь в большом симфоническом плане. <...> Музыкальные антракты <...> являются не чем иным, как продолжением и развитием предыдущей музыкальной мысли, и играют очень большую роль в деле характеристики происходящих на сцене событий. <...> В связи с этим возрастает громадная роль оркестра, который не аккомпанирует, но играет роль не менее важную, а может быть, и более важную, нежели солисты и хор».
В конце 1932 года, вероятно, уже после завершения партитуры оперы (работа над ней была закончена 17 декабря), Шостакович составил трёхчастную cимфоническую Сюиту из оперы «Леди Макбет Мценского уезда». Рукописный экземпляр сюиты сохранился в Библиотеке Музыкального фонда CCCР.
На рубеже 1920 – 1930-х годов Шостакович неоднократно подчёркивал большое значение симфонического начала в своих музыкально-театральных работах.
В статье, напечатанной в буклете к московской премьере 1934 года, композитор особенно выделил именно оркестровые антракты. «Музыкальное течение идёт без перерыва, — писал он, — обрываясь лишь при окончании каждого акта, и возобновляется в следующем, идя не по маленьким кусочкам, но развиваясь в большом симфоническом плане. <...> Музыкальные антракты <...> являются не чем иным, как продолжением и развитием предыдущей музыкальной мысли, и играют очень большую роль в деле характеристики происходящих на сцене событий. <...> В связи с этим возрастает громадная роль оркестра, который не аккомпанирует, но играет роль не менее важную, а может быть, и более важную, нежели солисты и хор».
В конце 1932 года, вероятно, уже после завершения партитуры оперы (работа над ней была закончена 17 декабря), Шостакович составил трёхчастную cимфоническую Сюиту из оперы «Леди Макбет Мценского уезда». Рукописный экземпляр сюиты сохранился в Библиотеке Музыкального фонда CCCР.
Сюита 1932 года состоит из трёх антрактов: антракт между 2-й и 3-й картинами, антракт между 7-й и 8-й картинами и антракт между 6-й и 7-й картинами (таким образом, два последних антракта оперы переставлены). Части Сюиты не имеют никаких названий. По состоянию экземпляра рукописи видно, что она много раз находилась в пользовании, однако конкретными сведениями о её исполнениях мы не располагаем. Очевидно, на участи Сюиты сказалась драматическая судьба оперы в целом, сначала триумфально прошедшей по всему миру, а затем запрещённой и на четверть века изъятой из музыкальной жизни.
Симфоническая сюита из оперы «Леди Макбет Мценского уезда» не имеет в рукописи номера сочинения. При подготовке её к изданию мы — по аналогии с авторской нумерацией Сюиты из оперы «Hoc», соч. 15а — пометили её номером 29а. Попытки составления сюиты на основе оперы предпринимались в дальнейшем разными музыкантами неоднократно, но, по-видимому, ни одна из этих работ не была авторизована.
Симфоническая сюита из оперы «Леди Макбет Мценского уезда» не имеет в рукописи номера сочинения. При подготовке её к изданию мы — по аналогии с авторской нумерацией Сюиты из оперы «Hoc», соч. 15а — пометили её номером 29а. Попытки составления сюиты на основе оперы предпринимались в дальнейшем разными музыкантами неоднократно, но, по-видимому, ни одна из этих работ не была авторизована.
записи:
- Симфонический оркестр Дрезденской филармонии. Дирижер К. Гарагули. 1964 // BC BERLIN CLASSICS 0031702 BC, 1996
- Русский филармонический оркестр. Дирижер Томас Зандерлинг. 2005 // Deutsche Grammophon 477 6112GH, 2006
- Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии. Дирижер Г.Н. Рождественский. 1962 // BBC RADIO CLASSICS 15656 91832, 1996
- Оркестр Злинской филармонии им. Богуслава Мартину. Дирижер Э. Штейнберг. 1994 // DEUTSCHE SCHALLPLATTEN DS 1035-2, 1994