Сочинения Сочинения для музыкального театра

«Болт». Балет

Opus 26 Opus 27a

Opus 27
1930-1931 год

«Болт». Соч. 27. Балет. Партитура. ( В трёх томах. )
«Болт». Соч. 27. Балет. Клавир.
премьера:

08-апреля-1931

Ленинград, Государственный академический театр оперы и балета. Постановка Ф.В. Лопухова. Дирижер А.В. Гаук. В главных ролях: О.П. Мунгалова (Ольга), Б.В. Шавров (Борис).

первое издание:

М., DSCH, 1996 (клавир); Новое собрание сочинений, тт. 62а, б, в. М., DSCH, 2013 (партитура)

рукописи:

РГАЛИ, ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 40; оп. 3, ед. хр. 29, 30, 31


«Вот краткое содержание либретто балета "Болт":
1-я картина. На завод приходят рабочие. Делают утреннюю гимнастику. Среди них пьяный со вчерашнего похмелья Ленька Гульба.
2-я картина. Праздник самодеятельности по случаю открытия нового цеха. Ленька Гульба со своими приятелями (Иван Штопор и Федор Пива) хулиганят. Их выводят.
3-я картина. Работает цех.
4-я картина. Выходной день. Пригородное село. Танцует поп. Танцуют комсомольцы. Танцуют старушки. Пьяный Ленька Гульба гуляет с девушками. Ему хочется гулять и завтра, для этой цели он подговаривает несознательного парнишку заложить в машину болт. Тогда завод остановится и можно будет гулять дальше. Это подслушал комсомолец Гусев и пожелал разоблачить заговор. Гусева Ленька убивает.
5-я картина. Парнишка закладывает болт. Гусев (ожил) разоблачает его и Леньку Гульбу. Их арестовывают. Общее ликование. Танцы.
Апофеоз.
Конец.
Означенный балет был поставлен в Мариинском театре 8-го мая 1931 года. С треском провалившись, снят с репертуара. Все это я тебе охотно сообщаю, но не для опубликования».


«Болт»
Балет

  Премьера балета «Болт» состоялась на сцене Ленинградского государственного академического театра оперы и балета (ЛГАТОБа) 8 апреля 1931 года. В спектакле, поставленном Фёдором Лопуховым, который уже тогда был известен как талантливый хореограф-экспериментатор, выступили Ольга Мунгалова (Ольга), Леонид Леонтьев (Лёнька Гульба), Борис Шавров (Борис), Константин Сергеев (Узбек). Дирижировал премьерой Александр Гаук.
  Этот спектакль оказался единственным. Сразу после первого показа балет сняли с репертуара, он не возобновлялся и не ставился в других театрах.
  Клавир был издан впервые лишь в 1996 году в Издательстве DSCH, партитура не издавалась.
  Возвращение балета на сцену состоялось лишь через 30 лет после смерти композитора — премьера в хореографии Алексея Ратманского была осуществлена на Новой сцене Большого театра 25 февраля 2005 года.
  Судьба Сюиты из балета «Болт» соч. 27а, возникшей после ленинградской премьеры, оказалась более счастливой: она получила широкую популярность на концертной эстраде уже в 1930-е годы. Но издана была лишь в 1987 году.
  Предшествовавший «Болту» балет «Золотой век» шёл в течение полного сезона 1930/31 года. В 1980-е годы он был поставлен в Большом театре СССР (с другим либретто, существенными перестановками номеров, отдельными дополнениями из других произведений Шостаковича) и показан в разных странах во время гастрольных поездок труппы. Партитура и голоса Сюиты из «Золотого века» были напечатаны Музгизом в 1935–1936 годах.
  Балет «Светлый ручей» с огромным успехом шёл в сезоне 1935/36 года в Ленинграде и в Москве и приобрёл дополнительную, уже негативную известность после публикации в «Правде» статьи «Балетная фальшь».
  «Болт» не получил даже такой — скандальной — славы. Между тем в творческой жизни Шостаковича «Болт» занимает важное место: он находится в центре сложного, внутренне драматичного периода жизни композитора конца 1920-х и самого начала 1930-х годов.
  Двадцатипятилетний композитор болезненно переживал перипетии, связанные с сочинением «Болта» и его неудачной сценической участью. Балет-сатира, балет-пародия, балет-плакат, лишённый даже намёка на психологизм, балет с примитивной фабулой и беспомощной драматургией оказался на его личном творческом пути центральным пунктом острой психологической драмы, «последней каплей», перетянувшей чашу весов в его сомнениях и колебаниях. Кризис завершился временным разрывом договорных отношений с государственными театрами и киностудиями, вследствие которых он оказывался вынужденным работать над темами, не вызывавшими внутреннего творческого интереса. Расторгнув контракты на сочинение оперетты «Негр» и музыки к фильму «Твердеет бетон», Шостакович как бы задним числом сделал то, чего не мог сделать с балетом о вредительстве.
  Публицистическим выражением этого кризиса и его преодоления явилась опубликованная в конце 1931 года «Декларация обязанностей композитора», в которой Шостакович с молодым полемическим пылом констатировал, в частности, «полную, стопроцентную импотентность наших музыкальных театров» в сфере нового искусства, в создании советской оперы и балета. «Декларация», полная резких обвинений и хлёстких формулировок, вызвала бурю. Шостаковича уличали в идеологических шатаниях и переходе на позиции «буржуазного формализма и загнивающего западничества», в лагерь художников, «чуждых советской музыке». «Декларацию» объявили свидетельством «обострения классовой борьбы на музыкальном фронте». Шостакович не отвечал своим оппонентам. В это время он уже сочинял оперу «Леди Макбет Мценского уезда».
  Партитура балета «Болт» публикуется впервые.


записи:

  • Королевский Стокгольмский филармонический оркестр. Дирижер Г. Рождественский. 1994
    CHANDOS CHAN 9423, 1995

назад

Годы жизни