Сочинения Симфонии

Симфония № 3. «Первомайская»

Opus 18 Opus 21

Opus 20
1929 год

Симфония № 3 «Первомайская». Соч. 20. Партитура. Неоконченная симфония 1934 г. (Фрагмент Adagio). Б/н соч. Партитура.
Симфония № 3. «Первомайская». Соч. 20. Клавир.
премьера:

21-января-1930

Ленинград, Московско-Нарвский Дом культуры. Симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии и хор Ленинградской государственной академической капеллы. Дирижер А.В. Гаук

первое издание:

Партитура М., Музгиз, Клавир; Издательство DSCH - партитура, Москва, 2003

рукописи:

РГАЛИ ф. 2048, оп. 1, ед. хр. 3; ф. 653, оп. 1, ед. хр. 2266.


Первоначальное название «Майская симфония».
Длительность:  30’

Премьера:  21 января 1930 года. Ленинград. Московско-Нарвский Дом культуры. Симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии и хор Ленинградской государственной академической капеллы. 22 января 1930 года — Большой зал Ленинградской государственной филармонии.
Премьера за рубежом:  14 декабря 1932 г. Филадельфия. Филадельфийский оркестр. Дирижер Л. Стоковски

«Это произведение совсем иного порядка, нежели "Октябрю". Поскольку в "Октябрю" самодовлеющую роль играет борьба, то в "Майской симфонии", если можно так выразиться, настроение праздника, мирного строительства. В конце для усиливания воздействия на слушателя мною введен хор на слова поэта Кирсанова».

«Единственно, что может, по моему мнению, претендовать на "занятие места" в развитии советской музыкальной культуры, — это только "Первомайская симфония", несмотря на ряд недостатков этого сочинения».


Симфония № 3. «Первомайская»
Для симфонического оркестра и смешанного хора. Слова С.И. Кирсанова.
Одночастная.

  Третья симфония («Первомайская») была сочинена в 1929 году, во время учёбы Шостаковича в аспирантуре Ленинградской консерватории по классу композиции. В отчёте за 1929 год Шостакович писал: «В качестве своей дипломной работы (на окончание аспирантуры) я представил „Майскую симфонию“».
  Автографы партитуры и клавира симфонии датированы 1929 годом без уточнений. В аннотации к исполнению симфонии композитор сообщает, что она «сочинялась летом 1929 года».
  К началу июля Шостакович всё ещё не имел необходимого текста для завершения симфонии. В итоге он использовал стихи Семёна Кирсанова, написанные, по всей вероятности, специально для этого сочинения (ни в одном издании произведений С. И. Кирсанова нам не удалось обнаружить это стихотворение, а в первом издании партитуры (М., 1932) имя автора текста заменено звёздочками).
  Первоначально композитор дал новому сочинению название «Майская симфония», которое сохранилось в автографе клавира, в аспирантском отчёте и в некоторых других документах. В ряде случаев он использовал также название «Первомайская симфония». В окончательной версии произведение получило название «Третья симфония („Первомайская“) ми-бемоль мажор, соч. 20».
  Внешне Третья симфония — одночастная композиция с финальным хоровым эпизодом – повторяла предыдущую работу Шостаковича в этом жанре. В авторской аннотации прямо указывалось на родство и преемственность замысла двух сочинений. «Первомайская симфония», писал Шостакович, «является частью цикла симфонических произведений, посвящённых революционному Красному календарю. Первой частью задуманного цикла является симфоническое посвящение „Октябрю“, второй частью является „Первомайская симфония“. Как „Октябрю“, так и „Первомайская симфония“ не являются произведениями чисто программного типа. Автор хотел передать общий характер этих праздников».
  Премьера Третьей симфонии состоялась в Ленинграде, в Московско-Нарвском Доме культуры 21 января 1930 года в исполнении оркестра Ленинградской филармонии и хора Академической капеллы под управлением А.В.Гаука. Исполнение было приурочено к так называемым «ленинским дням», то есть к очередной годовщине смерти «вождя международного пролетариата». На следующий день симфония была повторена в Большом зале филармонии в специальном концерте для комсомольцев и молодёжи города.
  Переложение Третьей симфонии для пения с фортепиано было сделано, по всей вероятности, сразу после завершения партитуры, но при жизни композитора не печаталось.


записи:

  • Симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Хор Ленинградского Государственного института культуры имени Н.К. Крупской. Дирижер И. Блажков. Хормейстер И. Полтавцев. 1964 г. // Мелодия Д-017953-4
  • Симфонический оркестр Московской филармонии, Государственная академическая республиканская русская хоровая капелла п/у А.А. Юрлова. Дирижер К. Кондрашин. 1972 г. // Мелодия СМ 04237-8. (1974)
  • Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии Государственная академическая республиканская хоровая капелла. Худ. рук. А.Юрлов. Дирижер: Кондрашин К.П. 1972 // LE CHANT DU MONDE LDC 278 1001/02, 1988
  • Миланский симфонический оркестр и хор «Джузеппе Верди» Дирижер: Каэтани О. 2006 // ARTS 47723-8 SACD, 2006

назад

Годы жизни