Сюита на слова Микеланджело Буонарроти для баса и симфонического оркестра
Opus 145a
1974 год
премьера:
31-января-1975
31 января 1975 года. Москва, Большой зал консерватории. Дирижер М. Шостакович. Солист Е. Нестеренко.
первое издание:
1982. Шостакович Д. Д. Собр. соч., т. 31, Москва.
рукописи:
Автограф партитуры хранится в архиве семьи композитора.
Вариант для голоса с оркестром, закончен 5 ноября 1974 года.
Посвящение: «Ирине Антоновне Шостакович»
Длительность: 40'
Сюита на Слова Микеланджело Буонарроти
для баса и симфонического оркестра. Соч. 145а
Судя по году написания Сюиты (1974), а также по собственным признаниям Д.Д. Шостаковича, он задумывал её в связи с 500-летним юбилеем великого итальянского скульптора, живописца и поэта.
В черновиках произведения, которые хранятся в архиве Д.Д. Шостаковича, обозначено время его создания: версия с фортепиано (соч. 145) 12–31 июля 1974 года, версия с симфоническим оркестром (соч. 145а) 5 ноября 1974 года. На первой странице фигурирует авторское посвящение:«Ирине Антоновне Шостакович». Важные фактические сведения содержит написанное почти месяц спустя письмо Шостаковича Гликману: композитор сообщает своему адресату о написании им «11 сонетов на слова Микеланджело», указывая в качестве первоисточника на книгу о нём 1964 года, включавшую поэтические переводы А.М. Эфроса. Здесь же приводится нумерация сонетов со ссылкой на страницы этого издания и порядок их включения в Сюиту.
Впервые сочинение прозвучало в исполнении Евгения Нестеренко и Евгения Шендеровича 23 декабря 1974 года в Малом зале Ленинградской филармонии. А 31 января 1975 года сочинение прозвучало в том же исполнении в Москве в Малом зале Московской консерватории. Оркестровая версия Сюиты была исполнена в Большом зале Московской консерватории с участием Нестеренко и Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением Максима Шостаковича уже после смерти композитора — 12 октября 1975 года.
Одним из первых исполнителей Сюиты Шостаковича на Западе был баритон джон Ширли-Куирк, уже в сентябре 1976 года исполнивший этот цикл вместе с пианистом Владимиром Ашкенази в Лондоне.
Обширную дискографию этого произведения Шостаковича с участием звёзд мирового класса открыли фортепианная (с Евгением Шендеровичем) и оркестровая (с Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением Максима Шостаковича) версии сочинения в исполнении Евгения Нестеренко. Среди других примечательных записей — работы Германа-Кристиана Польстера и Симфонического оркестра Берлинского радио (дирижёр Томас Зандерлинг), Дитриха Фишера-Дискау и Ариберта Раймана (фортепиано), его же и Симфонического оркестра Берлинского радио (дирижёр Владимир Ашкенази), Сергея Лейферкуса и Гётеборгского симфонического оркестра (дирижёр Неэме Ярви), Анатолия Кочерги и Симфонического оркестра Кёльнского радио (дирижёр Михаил Юровский), Ильдара Абдразакова и Филармонического оркестра Би-Би-Си (дирижёр Джанандреа Нозеда).
Первые издания Сюиты на слова Микеланджело Буонарроти были осуществлены Музфондом СССР (стеклографическим способом): в 1974 году для баса и фортепиано соч.145, в 1975-м — оркестровая версия соч. 145а. В 1975 году соч. 145 было опубликовано издательством «Музыка». Позже его фортепианная и оркестровая версии вошли в тома 31 и 33 Собрания сочинений композитора (М., Музыка, 1982 и 1984).
записи:
- Симфонический оркестр Берлинского радио Солист: Фишер-Дискау Д. Дирижер: Ашкенази В.Д. 1991 // DECCA 433 319-2 D H, 1993
- Симфонический оркестр Пражского радио Солист: Копчак С. Дирижер: Вайнар Ф. 1980 // PRAGA PRODUCTION PR 250009,
- Симфонический оркестр Берлинского радио Солист: Польстер Г. Дирижер: Зандерлинг Т. 1978 // BERLIN CLASSICS 009 1932 BC, 1996
- Гётеборгский симфонический оркестр. Солист: Лейферкус С. Дирижер: Ярви Н. 1994 // Deutsche Grammophon, 1995
- Симфонический оркестр Кёльнского радио. Солист: Кочерга А. Дирижер: Юровский М.В. 1996 // CAPRICCIO 10 777, 1998