Симфония № 2. «Посвящение Октябрю»
Opus 14
1927 год
премьера:
05-ноября-1927
Большой зал Ленинградской филармонии. Симфонический оркестр Ленинградской филармонии и хор Ленинградской государственной академической капеллы. Дирижер Н.А. Малько.
первое издание:
М., Музыка, 1975
рукописи:
РГАЛИ, ф. 653, оп. 1, ед. хр. 2270
Премьера: 5 ноября 1927 года.
Большой зал Ленинградской филармонии. Симфонического оркестр Ленинградской филармонии и хор Ленинградской государственной академической капеллы. Дирижер Н. Малько.
«...и вот я сейчас дошел до того места, где мне желательно было бы пустить гудок. Я специально съездил недавно на завод и прислушался, какова тесситура гудков. Звучат гудки довольно низко. Мне нужно, чтобы гудок был в тоне фа... Совершенно необходимо, чтобы гудок мог бы делать crescendo от ppp до fff.
Ну и конечно, чтобы он звучал ( в том случае, если не удастся приготовить гудка, способного усилять и ослаблять звук) не так громко, как заводской... И чтобы он интонировал очень точно... Эти гудки будут, как говорится, ad libitum. В случае их неимения, они будут заменены инструментами, играющими в оркестре... Всего гудков, вероятно, нужно будет 3, максимум 4. О строях сообщу».«В "Октябре" я пытался передать пафос борьбы и победы. Там я ввел в инструментовку систему ультра- полифонии (27 одновременно звучащих линий). Звучит очень динамично».
(Отчет аспиранта Ленинградской государственной консерватории Д. Шостаковича (без даты))
«Получилась ультра-полифония, переходящая в полифонический тембр. Все сочинение преимущественно полифонично. Применяется канон, фуга. Хор излагается диатонически. Изложение всего сочинения диалектически- линеарно».
(Отчет аспиранта Ленинградской государственной консерватории Д. Шостаковича (май 1928))
«Было всего 6 репетиций, — 1-я была черновая... На всех остальных репетициях я был и все время давал Малько указания... Хор звучит складно. Между прочим, в хоровой части есть небольшая интермедия после слов «носит имя борьба!». Струнники категорически отказались играть pizzicato. Я голову даю на отсечение, что это pizzicato сыграть можно, но если начинающий композитор напишет что-нибудь трудное, то оркестранты говорят, что это играть невозможно. Пришлось мне уступить, и я согласился на arco... Все же я надеюсь, что когда-нибудь это место будет сыграно как следует».«"Октябрь" со стороны рабочей публики убедил меня, что намеченный путь правильный. Сочиняю, всегда руководствуясь следующими соображениями. Доступность и доходчивость до массового слушателя, ибо только массовый слушатель есть единственный и настоящий ценитель музыки, ибо музыка есть одно из самых массовых искусств».
(Отчет аспиранта Ленинградской государственной консерватории Д. Шостаковича (без даты))
«"Октябрь" Шостаковича имел исключительный успех... Громадина звуков, порывистых, растущих, захватывает слушателя, как вихрь, и влечет куда-то далеко ввысь, к победе... Шостаковича вызывали чуть ли не десять раз»«"Посвящение Октябрю" Шостаковича сплошь проникнуто пафосом до жути метко схваченного восстания масс.
Симфония № 2. «Посвящение Октябрю»
с заключительным хором на слова А. Безыменского, для хора и оркестра.
Largo
Poco meno mosso
Allegro molto
Meno mosso (без перерыва)
Длительность: 20'.
Вторая симфония «Посвящение Октябрю» с заключительным хором на слова Александра Безыменского, соч. 14 была написана в 1927 году.
Поводом к сочинению симфонии послужило предложение Агитационного отдела Музыкального сектора Государственного издательства написать симфоническое сочинение к 10 летию Октябрьской революции. Официальный заказ Шостакович получил в конце марта 1927 года, а уже в начале июня композитор сообщал заведующему Агитотделом Льву Шульгину, который и был инициатором заказа, что больше половины партитуры уже готово.
Первоначально Шостакович не называл это произведение симфонией. В цитированном письме Шульгину он говорит: «Думаю насчёт заглавия<...> Лучше всего подойдёт „симфоническая поэма“...». Закончив партитуру, он определил её жанр как «симфоническое посвящение». С таким подзаголовком сочинение впервые исполнялось и было впервые напечатано.
Премьера Второй симфонии состоялась 5 ноября 1927 года в Большом зале Ленинградской филармонии в праздничном концерте для Союза работников просвещения Ленинграда. Симфонию исполнили симфонический оркестр Ленинградской филармонии и хор Ленинградской государственной академической капеллы под управлением Николая Малько.
записи:
- Лондонский симфонический оркестр "Лондонские голоса" (London voices). Дирижер: Ростропович М.Л. 1994 TELDEC 4509-90853-2, 1994
- Симфонический оркестр ВВС. Хор Джеффри Митчелла. Дирижер: Элдер М. 1994 BBC MM50, 1996
- Симфонический оркестр и хор Кёльнского радио. Дирижер: Баршай Р.Б. 1995 Brilliant Classics 6275-1, 2001
- Gürzenich-Orchester (Кёльн). Пражский филармонический хор. Дирижер: Китаенко Д.Г. 2004 CAPRICCIO 71 031, 2005
- Лондонский симфонический оркестр, "Лондонские голоса" (London voices). Дирижер: Ростропович М.Л. 1993 TELDEC 0630-17046-2, 4509-90853-2, 1997
- Лондонский филармонический оркестр, Лондонский филармонический хор. Дирижер: Хайтинк Б. 1981 LONDON 444 430-2 L C 11, 432-2, 1995
- Миланский симфонический оркестр и хор «Джузеппе Верди» Дирижер: Каэтани О. 2005 ARTS 47705-8 SACD, 2006
- Королевский филармонический оркестр, Brighton Festival Chorus Дирижер: Ашкенази В.Д. 1994 DECCA 436 762-2 D H
- Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии Государственная академическая республиканская хоровая капелла. Худ. рук. А.Юрлов. Дирижер: Кондрашин К.П. 1972 LE CHANT DU MONDE LDC 278 1001/02, 1988