Сочинения Камерные инструментальные ансамбли

Квартет № 11

Opus 121 Opus 123

Opus 122
1966 год

Квартет №11 Партитура
Квартет №11 Голоса
 Струнные квартеты Д. Шостаковича № 10–12
премьера:

28-мая-1966

Ленинград. Малый зал имени М. И. Глинки. 6 июня квартет был исполнен в Москве, в Малом зале консерватории Квартетом им. Бетховена.

первое издание:

1967. Партитура, «Советский композитор».

рукописи:

Семейный архив.


Посвящение: «Памяти Василия Петровича Ширинского».
Длительность: 15’


Квартет № 11
фа минор
соч. 122

I. Вступление. Andantino
II. Скерцо. Allegretto
III. Речитатив. Adagio
IV. Этюд. Allegro
V. Юмореска. Allegro
VI. Элегия. Adagio
VII. Заключение. Moderato

    Одиннадцатый струнный квартет посвящён памяти скрипача Квартета имени Бетховена Василия Ширинского (4/17 января 1901 г. — 16 августа 1965 г.). Разносторонний музыкант — скрипач, дирижер, педагог (профессор Московской консерватории) В. П. Ширинский (1901— 1965) был одним из основателей и до конца дней бессменным участником Квартета им. Бетховена. В творческой жизни Ширинского важное место занимало сочинение: он закончил консерваторию не только как исполнитель, но и как композитор (по классу Н. Я. Мясковского). Квартет был завершён 30 января 1966 года (дата начала работы над квартетом в автографах композитора не зафиксирована).
  Одиннадцатый — один из наиболее камерных, интимно-лирических квартетов Шостаковича. Семь небольших частей образуют замкнутую последовательность, напоминающую не сонатный цикл, а сюиту. При этом музыка квартета отмечена внутренней значительностью, короткие, немногословные части волнуют, словно сдержанная скупая речь в память о друге.
   Произведение состоит из семи лаконичных частей, следующих одна за другой attacca, с жанровыми подзаголовками: 1. «Вступление», Andantino; 2. «Скерцо», Allegretto; 3. «Речитатив», Adagio; 4. «Этюд», Allegro; 5. «Юмореска», Allegro; 6. «Элегия», Adagio; 7. «Заключение», Moderato. Финал, как и в большинстве других камерных циклов Шостаковича, заметно превышает любую из предшествующих частей по продолжительности и содержит реминисценции их наиболее характерных, запоминающихся тем и мотивов. Комментаторы обращают внимание на такие особенности Одиннадцатого квартета, как необычная
для прежней камерной музыки Шостаковича скупость фактуры и преобладание тихой динамики, тесная структурная взаимосвязь между различными темами (что позволяет трактовать целое, пусть с некоторой натяжкой, не столько как сюиту разножанровых частей, сколько как сонатную форму, где «Вступление» и «Скерцо» выполняют функцию экспозиции, а четвёрка срединных частей и «Заключение» — соответственно разработки и репризы) и, конечно, преобладающий элегический тон. Иногда Одиннадцатый квартет сближается с Седьмым, также посвящённым памяти близкого человека (Н. В. Варзар), но в Одиннадцатом квартете, по мнению комментатора, «страх, ужас смерти [про]звучал более обнажённо, сгущённо». Авторы, не склонные к излишне «драматизирующему» прочтению квартета, отмечают «движение музыки от задумчивой скорби к печальному просветлению», подчёркивают «изящество языка, на котором интонируются скорбные песнопения и грустные мелодии».
   Премьеру Одиннадцатого квартета осуществил Квартет имени Бетховена в обновлённом составе: Дмитрий Цыганов, Николай Забавников, Фёдор Дружинин и Сергей Ширинский 28 мая 1966 года в Малом зале имени Глинки (Ленинград) на авторском концерте Шостаковича. По воспоминаниям Галины Вишневской, «<...> концерт прошёл блестяще, успех был невероятный. Ни до того, ни после не видала я Шостаковича таким вдруг раскрепощённым и радостно-возбуждённым. <...> А той же ночью у него случился инфаркт, и он несколько месяцев лежал в больнице».
   Московская премьера Одиннадцатого квартета прошла 6 июня 1966 года в Малом зале Московской консерватории; в тот же вечер прозвучали также Квинтет для фортепиано и струнных соч. 57 и Четвёртый квартет соч. 83. Одиннадцатый квартет имел «исключительный успех» и был полностью сыгран на бис.
   Первые студийные записи Одиннадцатого квартета были осуществлены для фирмы «Мелодия» Квартетом имени Бородина (1967) и Квартетом имени Бетховена (1969, в том же составе, что и на премьере).


записи:

  • Квартет им. Бородина: Дубинский Р.Д., Александров Я.П., Шебалин Д.В., Берлинский В.А. 1967 // Shinsekai SMK-7539,
  • Квартет им. Бородина: Дубинский Р.Д., Александров Я.П., Шебалин Д.В., Берлинский В.А. 1967 // Мелодия С 01459-60, 1967
  • Квартет им. Бородина: Копельман М., Абраменков А., Шебалин Д.В., Берлинский В.А. 1981 // Мелодия С 10-17579-80, 1982
  • Квартет им. Бетховена: Цыганов Д.М., Забавников Н., Дружинин Ф.С., Ширинский С.П. 1969 // EMI 061-91298,
  • Квартет им. Бетховена: Цыганов Д.М., Забавников Н., Дружинин Ф.С., Ширинский С.П. 1969 // Мелодия С 01769-70, 1971
  • Квартет им. Бетховена: Цыганов Д.М., Забавников Н., Дружинин Ф.С., Ширинский С.П. 1969 // Мелодия Д 025115-16, 1971
  • Квартет им. Бетховена: Цыганов Д.М., Забавников Н., Дружинин Ф.С., Ширинский С.П. 1969 // Shinsekai SMK-7609, 1972 (?)
  • Квартет им. Бородина: Дубинский Р.Д., Александров Я.П., Шебалин Д.В., Берлинский В.А. 1967 // Melodia Seraphim SIC-6035, 1967-1968
  • Квартет им. Бородина:  Дубинский Р.Д., Александров Я.П., Шебалин Д.В., Берлинский В.А. 1967 // Melodia Eurodisc 76 649 XK,76 647,
  • Квартет им. Бородина: Дубинский Р.Д., Александров Я.П., Шебалин Д.В., Берлинский В.А. 1967 // Мелодия МГ 087129, Д-019520, 1967
  • Квартет им. Бородина: Копельман М., Абраменков А., Шебалин Д.В., Берлинский В.А. 1981 // HMV Melodiya EX 270339 E 2703441, 1986
  • Coull String Quartet: Коулл Р., Галлауэй Ф., Кёртис Д., Тодд Д. 1988 // ASV CD DCA 631, 1989
  • Hagen Quartett: Хаген К., Хаген Л., Шмидт Р., Хаген В. 1994 // Deutsche Grammophon 445 864-2 GH, 1995
  • Brodsky Quartet: Thomas M., Belton I., Cassidy P., Thomas J. 1989 // TELDEC 9031-71702-2, 1990
  • Fine Arts Quartet: Эванс Р., Бойко Е., Хорнер Д., Лауфер В. 1989 // ADES 14.161-2, 1989
  • Фицвильям-квартет: К. Роулэнд, Дж. Спэри, А. Джордж, И. Дэвис. 1976 // LONDON 455 781-2 (Set 455 776-2), 1998
  • Квартет им. Шостаковича: Шишлов А.А., Пищугин С., Галковский А.В., Корчагин А.А. 1984 // OLYMPIA OCD 534, 1994

назад

Годы жизни