Сочинения Сочинения для фортепиано

Соната № 1 для фортепиано

Opus 11 Opus 13

Opus 12
1926 год

Соната №1 для фортепиано
Соната № 1. Соч. 12. Соната № 2. Соч. 61.
премьера:

02-декабря-1926

Ленинград, Малый зал филармонии. Автор.

первое издание:

М., Музсектор Госиздата

рукописи:

РГАЛИ, ф. 653, оп. 1, ед. хр. 2264


Соната № 1 для фортепиано
Соч. 12

Одночастная: Allegro—Lento—Allegro
Длительность: 13'

  Намерение сочинить сонату появилось у композитора на начальной стадии ученичества. Самой первой серьёзной попыткой в этом роде была фрагментарно сохранившаяся соната для фортепиано h-moll.
  Следующий сонатный сюжет относится к 1925 году. О нём известно из письма Шостаковича к Яворскому от 27 июня 1925 года: «Сейчас я думаю о моей будущей фортепианной сонате, которую мне захотелось сочинить. <...> Сонату я думаю написать большую, на манер листовских сонат. Хотя ещё не знаю: будет ли там одна часть, или 2, или 3, или больше. Во всяком случае, я очень хочу таковую написать».
  Наконец, осенью следующего, 1926 года, начинается работа над Первой сонатой. С этим сочинением был связан выход из творческого кризиса, пережитого молодым композитором после окончания консерватории.
  Некоторые моменты истории создания Первой сонаты известны из Анкеты по психологии творческого процесса, заполненной Шостаковичем 2–10 сентября 1927 года по просьбе Р. И. Грубера, а также из его писем к Яворскому. В пункте 16 анкеты под названием «Творческий акт» читаем: «Фортепианная соната. Подготовительная стадия длилась несколько минут. В эти несколько минут я уже довольно ясно представлял себе всё будущее произведение».
  Первое публичное исполнение сонаты состоялось 2 декабря 1926 года в Малом зале Ленинградской филармонии.
  За декабрьскими исполнениями сонаты в Ленинграде последовали исполнения в Москве — 12 января 1927 года в Зале Государственной академии художественных наук, на 4-м исполнительском собрании АСМ, и в Варшаве — 5 февраля 1927 года, на совместном сольном концерте Шостаковича и Л. Н. Оборина, лауреатов конкурса имени Шопена.
  Публикация сонаты состоялась вскоре после завершения работы над ней. Если предыдущие сочинения, в том числе Три фантастических танца для фортепиано, издавались по инициативе и при активном участии М. О . Штейнберга, у которого Шостакович учился по композиции, то на этот раз дело обстояло иначе. В отчётном докладе проректора по научной работе Ленинградской консерватории А. В. Оссовского за 1926/1927 годы сообщалось об интенсивной работе «ярко одарённого композитора Д. Шостаковича» и о том, что его «бурливая самоутверждающаяся личность плохо укладывается в рамки наблюдения и руководства со стороны профессора руководителя М. О . Штейнберга, а сочинения Шостаковича то и дело печатаются на свет <sic!> не только без участия, но и без ведома профессора».
  23 ноября 1926 года Шостакович играет сонату в Музсекторе Госиздата, а к марту 1927 года соната вышла из печати. 6 мая того же года Шостакович сообщает Яворскому, что соната «вся разошлась»: автор не может купить ноты, чтобы прислать их в Москву.

  Как следует из обзора сонатных замыслов Шостаковича, опус 12 был отнюдь не первой его попыткой написать фортепианную сонату; к тому же это сочинение создавалось после Первой симфонии c сонатным Allegro в I части. И всё же своё отношение к этому жанру Шостаковичу ещё предстояло выработать.


записи:

  • Анатолий Ведерников. 1968 // Мелодия Д 025805-6 (1969) 
  • Виктория Постникова. 1982 // Мелодия C10 17985-6 (1983)
  • Игорь Худолей. 1982 // Мелодия C10 18977 007 (1983)

назад

Годы жизни