Симфония № 13
Opus 113
1962 год
премьера:
18-декабря-1962
Москва, Большой зал консерватории. Симфонический оркестр Московской государственной филармонии, хор басов Республиканской русской хоровой капеллы и мужской хор Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Дирижер К.П. Кондрашин. Солист В.А. Громадский.
первое издание:
Л., Музыка, 1967
рукописи:
Архив Д.Д. Шостаковича, ф. 1, р. 1, ед. хр. 56 (клавир); 58, 59, 61 (эскизы)
Длительность: 60’.
Премьера: 18 декабря 1962 г., Москва, Большой зал консерватории. Симфонический оркестр Московской государственной филармонии, хор басов Республиканской русской хоровой капеллы и мужской хор Государственного музыкально- педагогического института имени Гнесиных. Дирижер К. Кондрашин. Солист А. Громадский.
Премьера за рубежом: 1970 год. Филадельфия. Филадельфийский симфонический оркестр. Дирижер Ю. Орманди.
Первое издание: Партитура. Советский композитор, 1971. При подготовке издания Е. Евтушенко внес в текст изменения.
«Общественное поведение человека-гражданина — вот что всегда привлекало меня, над этим я думал. В Тринадцатой симфонии я поставил проблему гражданской, именно гражданской нравственности».
И.А. Шостакович:
«Меня поразила первая премьера на которой я была, — это премьера 13 симфонии. Поразила тем, что мне казалось, что вот композитор закончил сочинение — и дальше начинается сплошное удовольствие, начинаются репетиции, премьеры, интервью, успех, поздравление и так далее. Оказалось что все это не так, это была очень тяжелая и нервная премьера.
Накануне премьеры была вот знаменитая встреча Хрущева с интеллигенцией после посещения выставки в Манеже. И Дмитрий Дмитриевич пришел домой с этой встречи очень взволнованный, очень поздно. И на следующее утро, когда должна была быть генеральная репетиция, то Исаака Нечитайло, который должен был петь сольную партию, заняли вдруг в Большом театре. Пришел хор и оркестр, а солиста нет, — поехали за другим исполнителем, которого на всякий случай дала филармония. Его два часа ждали, и он приехал и спел, но на репетиции были люди из отдела ЦК и в антракте сказали, что Дмитрия Дмитриевича приглашают в ЦК. И хотя там сказали, что премьера будет, но Дмитрий Дмитриевич очень нервничал. И странное дело, когда следующее исполнение было в Минске — когда мы туда приехали — там тоже накануне прошло аналогичное белорусское совещание, этот же ажиотаж, очень нервно это все было. Вызывали в ЦК Евтушенко, и настаивали на том, чтоб он переделал текст, что дескать не только евреи лежат в Бабьем Яру, а еще и русские и украинцы, иначе эта симфония света не уводит. И он переделал — так и исполнялось. Но в рукописи Дмитрий Дмитриевич не исправил текст.
А предыстория этой премьеры — такая: Дмитрий Дмитриевич сначала предложил это исполнение Мравинскому, который не сказал ни да, ни нет, и уехал на гастроли, и стало ясно, что он не будет играть. А партию солиста предложили спеть Гмыре, который с большим сомнением взял эти ноты и пошёл посоветоваться в ЦК Украины, где ему сказали, что он, конечно может петь, но на Украине эта симфония не будет исполняться. Потом это было предложено Ведерникову, который тоже отказался — в общем это очень нервная история».
Симфония № 13
Тринадцатая симфония была написана в 1962 году. Импульсом к началу работы над симфонией послужило стихотворение молодого, но уже весьма известного в то время поэта Евгения Евтушенко «Бабий Яр».
Черновой эскиз был закончен 23 марта 1962 года, клавир — 27 марта, партитура — 21 апреля, но к этому времени замысел произведения расширился. Композитору захотелось, помимо «Бабьего Яра», положить на музыку некоторые другие стихотворения Евтушенко. Согласно датам в автографе партитуры, четыре новые части симфонии были завершены за короткий срок: 5 июля — «Юмор», 9 июля — «В магазине», 16 июля — «Страхи», 20 июля — «Карьера».
3 августа Шостакович написал Гликману, что работает над переложением симфонии для фортепиано в 4 руки. Затем был сделан клавир для пения с фортепиано. 13 августа 1962 года композитор дал знать Л.Т. Атовмьяну: «Кончил 13-ю симфонию», имея в виду, вероятно, полное завершение всей работы, включая и четырёхручное переложение, и клавир.
Между тем в Советском Союзе публикация «Бабьего Яра» сразу же вызвала резкую критику в адрес Евтушенко. Поэта упрекали в том, что он исказил историю Великой Отечественной войны, забыл о трагедии русского народа, извратил идеи интернационализма и патриотизма... В этих условиях исполнение Тринадцатой симфонии становилось заведомо проблематичным. Тем не менее Шостакович энергично занялся подготовкой премьеры, которая намечалась на осень. В день завершения последней части (20 июля 1962 года) Шостакович выехал в Киев для встречи с Б.Р. Гмырей, а затем, 23 июля, — в Усть-Нарву к Е.А. Мравинскому, которые должны были провести премьеру симфонии. Через некоторое время от обоих музыкантов последовал фактический отказ от исполнения. В середине августа композитор получил письмо от Гмыри, в котором, в частности, говорилось: «У меня состоялась консультация с руководством УССР по поводу Вашей 13-й симфонии. Мне ответили, что руководство Украины категорически возражает против исполнения стихотворения Евтушенко «Бабий Яр». При такой ситуации, естественно, принять к исполнению симфонию я не могу. О чём с сожалением Вам и сообщаю».
Е. Мравинский, получивший в Усть-Нарве партитуру, вскоре уехал в длительную гастрольную поездку за рубеж. Ноты он должен был отдать в переписку для изготовления хоровых партий (предполагалось, что петь будет хор под управлением Е. Кудрявцевой). Однако перед началом концертного сезона выяснилось, что Тринадцатой симфонии в плане Ленинградской филармонии нет, ноты Мравинским в переписку не переданы, хоровые партии не изготовлены.
Шостакович перенёс премьеру в Москву и предложил исполнить симфонию Кириллу Петровичу Кондрашину, который незадолго до того осуществил сенсационную премьеру Четвёртой симфонии, четверть века находившейся под запретом. Кондрашин сразу принял предложение. Исполнителем сольной партии был приглашён солист Большого театра СССР Александр Ведерников, который после ознакомления с симфонией участвовать в премьере отказался. Предложение было передано Виктору Нечипайло (в то время также солисту Большого театра). По совету художественного руководителя Московской филармонии А.М. Гринберга дублёром стал молодой певец, солист Московской филармонии Виталий Громадский.
Премьера симфонии состоялась 18 и 20 декабря 1962 года в Большом зале Московской консерватории в исполнении Симфонического оркестра Московской филармонии под управлением К.П. Кондрашина и В.А. Громадского, заменившего внезапно отказавшегося от участия в концерте В.Т. Нечипайло.
Гликман вспоминал: «...что творилось в зале, передать словами очень трудно. Музыка напоминала, при наличии блестящего юмора, возвышенную литургию. После финала вся публика встала, и началась неистовая овация, длившаяся бесконечно». Отечественная пресса, по словам того же автора, «не откликнулась ни одним словом на концерт».
Иностранные журналисты, напротив, с большим восторгом писали о премьере Тринадцатой симфонии, называя её не иначе как триумфом и историческим событием.
Вскоре после премьеры симфонии Евтушенко заменил некоторые строфы «Бабьего Яра»; одной из причин этого послужила обвинительная речь Н.С. Хрущёва в адрес поэта и его стихотворения на встрече руководства СССР с деятелями литературы и искусства, состоявшаяся 17 декабря 1962 года. Шостакович, во избежание отмены последующих исполнений симфонии, был вынужден согласиться с заменой строф, хотя новый текст ему не нравился.
Первое исполнение в Минске сопровождалось не меньшими сложностями, чем московская премьера. За несколько дней до премьеры неожиданно отказался петь В.А. Громадский. Вместо него, отменив все концерты, согласился выступить А.Н. Беседин, присутствовавший на всех оркестровых репетициях московской премьеры симфонии в декабре 1962 года.
В Минске, где симфония прозвучала 19, 20 и 21 марта 1963 года, был исполнен первоначальный, неизменённый текст симфонии.
После белорусской премьеры симфония была неофициально запрещена к исполнению. Тем не менее довольно скоро последовал ряд исполнений симфонии как в Москве (Большой зал консерватории, 20 сентября 1965 года, 17 февраля 1966, 2 января 1967, 1 апреля 196842), так и в других городах. 24 декабря 1965 года в Горьком премьеру сыграл Симфонический оркестр Горьковской филармонии под руководством И.Б. Гусмана; солировал В.А. Громадский.
25 июня 1966 года состоялась долгожданная премьера в Ленинграде; симфония была исполнена в Большом зале филармонии Артуром Эйзеном и Симфоническим оркестром Ленинградской филармонии под управлением Кирилла Кондрашина.
В отличие от отечественных слушателей, зарубежная публика до 1970-х годов могла познакомиться с Тринадцатой симфонией лишь по грамзаписи. В 1967 году в США вышла пластинка с исполнением симфонии В.А. Громадским и Симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением К.П. Кондрашина (Everest SDBR 3181), на обложке которой было указано: «Premiere Recording».
Первое исполнение Тринадцатой симфонии за рубежом состоялось 20 января 1970 года в Нью-Йорке солистом Т. Краузе и Филадельфийским оркестром под управлением Ю. Орманди. В аннотации к концерту кратко излагалась история запрета симфонии в СССР, а также был полностью напечатан первоначальный текст в прозаическом переводе на английский язык.
В 1970-е годы состоялись также первые исполнения симфонии и в Западной Европе, в частности в Риме (31 января 1970 года — солист Р. Раймонди, Симфонический оркестр итальянского радио, дирижёр Р. Мути), Лейпциге (23 сентября 1974 года — солист Г.К. Польстер, Оркестр Гевандхауза, дирижёр К. Мазур) и в других городах.
Во всех отечественных изданиях Тринадцатой симфонии, начиная с первой публикации партитуры, использовался тот вариант стихотворения, который был исправлен Евтушенко. Первая версия этого текста была опубликована лишь в 2006 году в факсимильном издании автографа партитуры.
записи:
- Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии, Государственная академическая республиканская хоровая капелла. Худ. рук. А.А. Юрлов (хор басов). Солист В.А. Громадский. Дирижер К.П. Кондрашин. 1962 // AAD SMC CD 0018, 1997
- Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии, Государственная академическая республиканская хоровая капелла. Худ. рук. А.А. Юрлов (хор басов). Солист А.А. Эйзен. Дирижер К.П. Кондрашин. 1967 // Le Chant du Monde LDC 278 1007/08, 1988
- Королевский оркестр и хор Консертгебау, Амстердам. Солист М. Ринцлер. Дирижер Б. Хайтинк. 1984 // LONDON 444 430-2 L C 11, 439-2, 1995
- Симфонический оркестр Министерства культуры СССР, Государственная академическая республиканская хоровая капелла, худ. рук. А.А. Юрлов (хор басов). Солист А.А. Сафиулин. Дирижер Г.Н. Рождественский. 1985 // Мелодия A10 00285 000, 1988
- Бирмингемский симфонический оркестр. Солист Н. Сторожев. Дирижер О. Каму. 1987 // CHANDOS CHAN 8540, 1987
- Национальный симфонический оркестр. Хоровое общество Вашингтона. Солист Н. Гюзелев. Дирижер М.Л. Ростропович. 1988 // TELDEC 0630-17046-2, 2292-45349-2, 1997
- Дюссельдорфский симфонический оркестр, Музыкальное общество г. Дюссельдорфа. Солист Д. Ширли-Куирк. Дирижер Д. Шэллон. 1991 // KOCH SCHWANN 3-1393-2, 1995
- Симфонический оркестр Нью-Йоркской филармонии, мужской хор New York Choral Artists. Солист С.П. Лейферкус. Дирижер К. Мазур. 1993 // Teldec 4509 90848-2, 1994
- Пражский симфонический оркестр, мужской хор Пражской филармонии, смешанный хор п/у П. Куна. Солист П. Микулаш. Дирижер М.Д. Шостакович. 1995 // Supraphon SU 0160-2, 1996
- Эстонский национальный мужской хор, Санкт-Петербургская камерата, Литовский камерный оркестр Солист С. Байков. Дирижер С. Сондецкис. 1994 // SMK 66 591, 1995
- Чикагский симфонический оркестр и хор. Солист С.Н. Алексашкин. Дирижер Г. Шолти. 1995 // DECCA 444 791-2 D H, 1995
- Симфонический оркестр Кёльнского радио, Академия хорового искусства (Москва). Солист С.Н. Алексашкин. Дирижер Р.Б. Баршай. 2000 // Brilliant Classics 6275-9, 2001
- Гётеборгский симфонический оркестр, Эстонский национальный мужской хор. Солист А.И. Кочерга. Дирижер Н. Ярви. 1995 // Deutsche Grammophon 449 187-2GH, 1997
- Государственный симфонический оркестр, Государственная академическая симфоническая капелла России. Солист А. Мартиросян. Дирижер В.К. Полянский. 1996 // Chandos CHAN 9690, 1998
- Филармонический оркестр ВВС, Хор фестиваля в Лидсе, Хоровое общество Хаддерсфилда. Солист С.П. Лейферкус. Дирижер В.С. Синайский. 1998 // BBC Proms BBCP 1002-2, 1999
- Симфонический оркестр и хор Баварского радио. Солист С.Н. Алексашкин. Дирижер М. Янсонс. 2005 // EMI Classics 5 57902-2, 2005
- Миланский симфонический оркестр и хор «Джузеппе Верди» Солист П. Кудинов. Дирижер О. Каэтани. 2006 // ARTS 47708-8 SACD, 2006
- Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, Московский камерный хор, хормейстер В.Н. Минин. Солист С.Н. Алексашкин. Дирижер В.И. Федосеев. 2006 // Relief CR 991081, 2008
- Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан. Дирижер А.В. Сладковский. 2017 // Мелодия. MEL CD 1002470, 2017 (в комплекте из 13 CD)