Сочинения Камерные инструментальные ансамбли

Две пьесы для струнного октета

Opus 10 Opus 12

Opus 11
1924-1925 год

Две пьесы для струнного октета
Музыка Д. Шостаковича для камерных ансамблей.
премьера:

09-января-1927

Москва, зал им. Моцарта (Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко). Квартет им. А. Страдивари (Б. Симский, Б. Виткин, Г. Гамбург, В. Кубацкий) и Квартет им. Р.М. Глиэра (Я. Таргонский, А. Таргонский, А. Бабич, К. Блок)

первое издание:

М., Музсектор Госиздата; Wien: Universal Edition

рукописи:

РГАЛИ, ф. 2048, оп. 1, ед. хр. 23; ф. 653, оп. 1, ед. хр. 2261


Две пьесы
Для струнного октета, cоч. 11

Посвящено памяти Владимира Ивановича Курчавова

1. Прелюдия (Adagio)
2. Скерцо (Allegro molto)

Длительность: 11'

  Прелюдия и Скерцо соч. 11 для струнного октета были написаны Шостаковичем в период окончания Ленинградской консерватории и работы над Первой симфонией. Согласно авторским датировкам, проставленным на первом листе обеих чистовых рукописей, Прелюдия закончена в Ленинграде в декабре 1924 года, Скерцо — в июле 1925 года в Ораниенбауме. Обе пьесы посвящены памяти рано ушедшего из жизни друга композитора, поэта и музыканта В. И. Курчавова.
  По свидетельству композитора, работа над этим циклом давалась ему нелегко (действительно, после его завершения последовал длительный перерыв в занятиях композицией). Он признавался, что по окончании консерваторского курса теории композиции «ощутил невозможность свободного, непосредственного творчества; ряд произведений приходилось как-то „выжимать из себя“ (лето 1925 г.: симфония, 2 части струнного октета...)». При этом Шостакович отмечал, что при работе над пьесами имела место одна из многочисленных попыток «бунта» против канонов и правил: в этом сочинении он не допускал поправок своего педагога М. О . Штейнберга, а оставил всё согласно собственному композиторскому замыслу.
  Согласно дневниковым записям Штейнберга первое публичное исполнение цикла состоялось в рамках зачёта его класса — 3 июня 1926 года. Из профессуры Ленинградской консерватории, присутствовавшей на исполнении, Штейнберг особо упоминает А. К . Глазунова и отмечает успех сочинения юного Шостаковича у комиссии.
  В том же 1926 году композитором было сделано фортепианное переложение пьес.
  Премьера двух пьес для октета состоялась только через полтора года после их завершения в рамках цикла из 16 концертов, запланированных в Москве Государственным квартетом им. Страдивариуса, — 9 января 1927 года совместными усилиями Квартета им. Страдивариуса (Б. Симский, Б. Виткин, Г. Гамбург, В. Кубацкий) и Квартета им. Глиэра (Я. Таргонский, А. Таргонский, А. Бабич, К. Блок) в Зале Моцарта Оперной студии-театра им. К. С. Станиславского.
  Больше двух лет сочинение ожидало издания: партитура и голоса были выпущены Музгизом совместно с венским Universal Edition лишь в 1928 году.
  Дальнейшая судьба этого сочинения сложилась драматично. Исполнения его — возможно, не в последнюю очередь из-за особых требований композитора к составу — были довольно редки.
  28 марта 1936 года, когда Прелюдия и Скерцо Шостаковича были исполнены октетом струнных
в зале Плейель в концерте Фестиваля советской музыки и песни, организованного Парижским обществом друзей Советского Союза, можно считать датой зарубежной премьеры этого цикла. Во время войны он вновь прозвучал 23 октября 1943 года в Октябрьском зале Дома Союзов в первом концерте цикла «Выставка советской музыки», посвящённом творчеству Шостаковича и Прокофьева, а 9 марта того же года — на радио.
  Однако в феврале 1948 года приказом Главного управления по контролю за зрелищами и репертуаром исполнение этого цикла было запрещено, наряду с другими сочинениями композитора, и он был снят с репертуара. Несмотря на то, что уже через год этот приказ был отменён по личному распоряжению И. В. Сталина как «незаконный», по инерции действия предшествующего запрета Прелюдия и Скерцо для струнного октета на долгое время исчезли из программ ведущих концертирующих коллективов.
  Лишь к началу 1960-х годов сочинение прочно вернулось в филармонический репертуар.

записи:

  • Квартет им. Бородина (Р. Дубинский, Я. Александров, Д. Шебалин, В. Берлинский) и Квартет им. Прокофьева (Э. Бракер, Н. Байкова, Г. Одинец, К. Цветкова). 1964 // Мелодия C01459-60 (1967)
  • Квартет им. Бетховена (Д. Цыганов, Н. Забавников, Ф. Дружинин, С. Ширинский) и Квартет им. Комитаса (А. Тер-Габриэлян, Р. Давидян, Г. Талалян, А. Георгиан). 1969 // Мелодия C01769-70 (1971)

назад