«Москва, Черёмушки». Оперетта
Opus 105
1957-1958 год
премьера:
24-января-1959
Московский театр оперетты. Дирижер Г. Столяров. Режиссер В. Канделаки.
первое издание:
1986. Шостакович Д. Д. Собрание сочинений, т. 24, Москва.
рукописи:
Автограф партитуры и клавира в ЦГАЛИ (ф. 2048, оп. 3, ед. хр. 22).
Либретто: В. Масс и М. Червинский
Премьера: Московский театр оперетты, 24 января 1959 года. Дирижер Г. Столяров. Режиссер В. Канделаки.
В том же году «Москва, Черемушки» была поставлена в Ростове-на- Дону, Одессе, Свердловске, Братиславе и Праге.
«Раньше мне казалось странным, как может серьезный музыкант увлекаться музыкой Иоганна Штрауса или Оффенбаха. Соллертинский помог мне избавиться от этого снобистского отношения к искусству. И сейчас я люблю музыку всех жанров, лишь бы это была настоящая музыка».
«"Москва, Черемушки" — это мой первый и, надеюсь, не последний опыт в этом увлекательном жанре. Я работал над нею с большим увлечением и живым интересом. Мне кажется, что в результате наших общих усилий... должен появиться на свет веселый, жизнерадостный спектакль. Тема оперетты в веселой, динамической форме затрагивает важнейшую проблему жилищного строительства в нашей стране. Либреттисты нашли немало забавных поворотов, вносящих оживление в спектакль и дающих повод для использования разнообразных музыкальных приемов и требуемых жанром номеров. Здесь и лирика, и "каскад», и различные интермедии, и "танцы, и даже целая балетная сценка».
«Я аккуратно посещаю репетиции моей оперетты. Горю со стыда. Если ты думаешь приехать на премьеру, то советую тебе раздумать. Не стоит терять время для того, чтобы полюбоваться на мой позор. Скучно, бездарно, глупо. Вот все, что я могу тебе сказать по секрету».
«Москва, Черёмушки»
Музыкальная комедия
Первые сведения о готовящейся постановке оперетты Шостаковича в Московском театре оперетты появились в прессе в мае 1957 года, когда главный режиссёр театра В. А. Канделаки назвал её в числе ближайших постановок театра. Возглавив театр за три года до того, он в содружестве с новым главным дирижёром театра Г. А. Столяровым сразу взял курс на современный репертуар в жанре «советской музыкальной комедии». Из 25 премьер, осуществлённых за десятилетие руководства театром этим творческим тандемом, 19 были сочинениями советских композиторов. Однако даже рядом с такими известными композиторами, как Кабалевский и Хренников, также привлечёнными Канделаки и Столяровым в это время к сотрудничеству с театром, имя крупнейшего симфониста и фактически уже признанного классика в контексте «весёлого жанра» выглядело интригующе. С середины 1930‑х годов после печально известной «антиформалистической» кампании, в центре которой оказались оперы и балеты Шостаковича, он оставил сотрудничество с музыкальными театрами. Появление новой музыкально-драматической партитуры несомненного лидера советской композиторской школы, а тем более его дебют в опереточном жанре, могли стать настоящей сенсацией. Интерес к будущей премьере, несомненно, усилился после награждения композитора весной 1958 года Ленинской премией.
Музыкальная комедия «Москва, Черёмушки» была написана в 1957–1958 годах для Московского театра оперетты. Инициатива привлечения Шостаковича к реальному сотрудничеству с театром принадлежала Г. Столярову, который с 1954 года стал главным дирижёром Московского театра оперетты.
По утверждению И. Гликмана, композитор согласился писать музыку на либретто В. Масса и М. Червинского «Москва, Черёмушки» «скрепя сердце», лишь «по настоятельным, неотступным просьбам» Столярова, поскольку предложенный ему сюжет «отнюдь не радовал его».
К сочинению Шостакович приступил осенью 1957 года. В отличие от других случаев сотрудничества Шостаковича с театрами, отдельные номера нового произведения передавались в театр (Столярову) сразу по мере их написания, до завершения всей партитуры в целом. Чтобы ускорить работу, переписчики делали с автографа Шостаковича копии, с которыми можно было начинать разучивание с певцами, хором и оркестром.
Вскоре из-за крайней загруженности композитора работа прервалась. Шостакович вернулся к ней лишь весной 1958 года.
При работе над партитурой Шостакович вносил в первоначальный текст клавира разнообразные изменения, касающиеся тесситуры вокальных партий, транспонируя некоторые номера с учётом голосовых возможностей конкретных исполнителей или предлагая варианты (ossia), сочинял новые фрагменты, уточнял агогические указания и проч. Существенные коррективы вносились и в либретто.
Процесс сочинения в целом занял немного больше года: примерно с конца сентября 1957 года по октябрь 1958-го. По ходу работы уточнялось и определение жанра сочинения: сам Шостакович обычно называл этот опус опереттой; на титульном листе рукописного клавира, хранящегося в Производственном комбинате Музыкального фонда, значится: «Оперетта-обозрение в 3-х действиях»; в прижизненном издании клавира жанр произведения определён как музыкальная комедия.
Премьера оперетты «Москва, Черёмушки» состоялась 24 января 1959 года на сцене Московского театра оперетты в постановке режиссёров Владимира Канделаки, Арона Закса и дирижёра Григория Столярова. Художник Григорий Кигель, балетмейстер Галина Шаховская. В ролях были заняты Т. Шмыга и А. Еланская (Лидочка), Н. Рубан и Ю. Богданов (Борис Корецкий), А. Котова и И. Муштакова (Люся), А. Ткаченко и В. Зарубеев (Дребеднёв), Н. Куралесина и З. Белая (Маша), А. Пиневич и В. Чекалов (Саша Бубенцов), Н. Крылова (Вава), А. Степутенко (Сергей Глушков), М. Качалов (Бабуров).
«Шостакович сидел в четвёртом ряду <...>, — вспоминал Ярон, — и я видел по его лицу, как он внутренне сам „играл“ все роли, „пел“ все партии, „танцевал“ все танцы. В антрактах, когда в зрительный зал давали свет и публика аплодировала ему, он подымался с кресла и конфузливо (как всегда) кланялся».
В обзоре музыкально-театральных событий прошедшего театрального сезона на страницах центральной газеты «Известия» летом 1959 года премьера первой оперетты композитора-лауреата Ленинской премии была названа в числе важнейших удач. Драматург Леонид Малюгин писал: «<...> Знаменателен он [спектакль] потому, что к жанру оперетты обратился один из крупнейших композиторов современности Д. Шостакович, к тому же художник, в творчестве которого преобладали драматические и даже трагические мотивы. И в этом — одна из хороших примет нашего оптимистического времени!
записи:
- Оркестр Pimlico Opera, Солисты: Platt I., Davies M., Tibbels N., Barkan A., Hancock P. Дирижер: Kani W. 1994 // BBC MM132, 1995
- Оркестр и хор Московского театра оперетты. Солисты: Т. Шмыга, Н. Рубан, Н. Куралесина, В. Чекалов, В. Алчевский и др. Дирижёр: Г. Столяров. 1959 // Мелодия Д-11043-4, 1962