«Отчизна». Соч. 63. Вокально-симфоническая сюита. Партитура.
Том 75
2017
Сюита для солистов, хора и оркестра на слова С. Алымова. Соч. 63.
Редактор Виктор Екимовский. Пояснительная статья Марии Карачевской.
Форма:
Для спектакля «Отчизна» композитор написал четыре короткие пьесы, составившие небольшую сюиту «Родной Ленинград» для оркестра, хора и солистов на слова С. Я. Алымова (сюите был присвоен опус 63):
- «Увертюра»,
- «Песня Октябрьской победы»,
- «Танец молодёжи» (оркестровый номер),
- «Ода Ленинграду».
Музыка сюиты гармонично вписалась в общий народно-патриотический колорит программы. В первый номер сюиты Шостаковичем были встроены фрагменты революционных песен «Варшавянка» и «Смело, товарищи, в ногу!» (последняя получает даже некоторое симфоническое развитие наподобие коды в сонатной форме). Революционно-маршевым ритмом проникнута и хоровая партия заключительной «Оды Ленинграду». Второй номер, «Песня Октябрьской победы», написан в духе удалой молодецкой народной песни, что подчёркнуто не только характерными мелодическими оборотами, но и использованием в оркестре тембров балалайки и бубна. Третий номер, «Танец молодёжи», отсылающий к стилистике балетной музыки Шостаковича, получил в дальнейшем большое распространение в качестве отдельной пьесы (преимущественно под другим названием — «Народная пляска»), имевшей несколько переложений для различных составов инструментов.
Исполнители:
Piccolo, Flauto, Oboe, 2 Clarinetti (B, A), Fagotto
2 Corni (F), 3 Trombe (B), 2 Tromboni, Tuba
Timpani, Triangolo, Tamburino, Tamburo, Piatti, Cassa
Piano
Balalaikas (ad lib): Prima, Secunda, Alta, Bassa, Contrabassa
Tenore solo, Basso solo
Coro: S.A.T.B.
Violini I, Violini II, Viole, Violoncelli, Contrabassi
Написание:
Октябрь 1942 года. Куйбышев (Самара).
Для театрализованной программы «Отчизна» А нсамбля песни и пляски при Центральном клубе имени Ф. Э. Дзержинского Шостакович написал сюиту «Родной Ленинград».
В основу настоящей публикации положено издание:Шостакович Д. Д. Собрание сочинений. В 42 т. Т. 27, М., Музыка, 1987, которое базировалось на первом издании: сюита была включена в ораторию «Родная отчизна», составленную Ю . Силантьевым (М., Советский композитор, 1972). Местонахождение автографа партитуры неизвестно.