Cобрание сочинений Сочинения для оркестра

Оркестровые сочинения разных лет. Партитуры.


Том 31
2020

Скерцо, соч. 1
Тема с вариациями, соч. 3
Скерцо, соч. 7
Пять фрагментов, соч. 42
Редактор Виктор Екимовский. Пояснительная статья Ларисы Гервер

Скачать пример:


   В этом томе представлены два Скерцо — соч. 1 и соч. 7, Тема с вариациями соч. 3 и Пять фрагментов соч. 42. весьма различные по музыкальным свойствам и относящиеся к разным периодам творчества Шостаковича, эти сочинения оказались всё же сходными — они одинаково отмечены двумя крестиками в авторском списке из письма к Г. М. Шнеерсону от 28 января 1941 года.
   В письме к Д. Р. Рогаль-Левицкому от 22 сентября 1927 года Шостакович следующим образом разъяснял свою маркировку: «Если после года стоит крест (+), то это обозначает следующее обстоятельство: данное сочинение не издано, потому что я не считаю возможным его издать в силу его качеств, но считаю возможным его исполнять. Если стоит два креста (++), то это значит, что сочинение не издано и не исполнено по тем же причинам. В связи с этим возникает вопрос: зачем я включаю сочинение в список, если оно даже не может быть исполнено в силу своего качества, да ещё ставлю opus? Ответ на это могу дать такой: что написано пером, того не вырубить топором». «Качества», о которых пишет Шостакович, были разного рода: так отмечались и «совершенно неудачные», по его мнению, ранние вещи, и зрелые сочинения, на которые было наложено авторское «вето».

Скерцо для симфонического оркестра. Cоч. 1

   Скерцо fis-moll (Allegro moderato — Meno mosso — Tempo I) посвящено профессору Шостаковича по композиции Максимилиану Осеевичу Штейнбергу. Это — первое из произведений юного автора с «настоящим» опусным номером.
   Настоящая публикация основана на первом издании (под редакцией Г. Рождественского): Шостакович Д. Собрание сочинений. В 42 т. Т. 10. М., Музыка, 1984, сверенном с автографом, хранящимся в РГАЛИ, ф. 2048, оп. 1, ед. хр. 15. При необходимости привлекается и клавирный вариант в издании: Шостакович Д. Д. Новое собрание сочинений. В 150 т. Т. 109. М., DSCH, 2018.

Тема с вариациями для симфонического оркестра. Cоч. 3

   В 1921 году Шостакович в рамках 3-го курса консерваторского обучения приступил к изучению предмета под названием «Форма». Преподавал дисциплину Н. А. Соколов. Студенты должны были не только изучать музыкальные формы, но и практически осваивать курс — писать соответствующие образцы, в том числе и вариации: Тема с вариациями для оркестра соч. 3 Шостаковича могла стать результатом подобного задания.
   Настоящая публикация основана на первом издании (под редакцией Г. Рождественского): Шостакович Д. Собрание сочинений. В 42 т. Т. 10. М., Музыка, 1984, сверенном с автографом, хранящимся в РГАЛИ, ф. 2048, оп. 1, ед. хр. 16. При необходимости привлекается и клавирный вариант в издании: Шостакович Д. Д. Новое собрание сочинений. В 150 т. Т. 109. М., DSCH, 2018.

Скерцо для симфонического оркестра. Соч. 7

   Через три месяца после окончания работы над «ненавистным» его московским друзьям «Офицерским» скерцо Шостакович решает написать ещё одно. 11 июля 1924 года он сообщает Т. И. Гливенко о своих ближайших планах: «В Крыму у меня будет работа в смысле композиторском. Сперва надо закончить оркестровое Скерцо, которое я начал...». А в письме к матери от 17 июля сообщает: «За эти два дня я кончил оркестровое скерцо <...>». Сочинение было посвящено им Петру Борисовичу Рязанову.
   Настоящая публикация основана на первом издании (под редакцией Г. Рождественского): Шостакович Д. Собрание сочинений. В 42 т. Т. 10. М., Музыка, 1984, сверенном с автографом, хранящимся в РГАЛИ, ф. 2048, оп. 1, ед. хр. 19.

Пять фрагментов для оркестра. Cоч. 42

   Цикл лаконичных пьес (I. Moderato; II. Andante; III. Largo; IV. Moderato; V. Allegretto), названных фрагментами, был написан в течение одного дня — 9 июня 1935 года — в период, предшествовавший работе над Четвёртой симфонией, опусный номер которой («43») первоначально значился на автографе Пяти фрагментов. Высказывания Шостаковича и Соллертинского, посвящённые задуманной, но ещё не написанной Четвёртой симфонии, позволяют понять, какую роль играли Фрагменты в истории создания «одного из самых потрясающих и трагических сочинений Шостаковича».
   Настоящая публикация основана на первом издании (под редакцией Г. Рождественского): Шостакович Д. Собрание сочинений. В 42 т. Т. 10. М., Музыка, 1984, сверенном с автографом, хранящимся в РНММ, ф. 32, ед. хр. 71 и фотокопией автографа с пометами автора, хранящейся в Архиве Д. Д. Шостаковича, ф. 1, р. 1, ед. хр. 318.