«Золотой век». Балет
Opus 22
1929-1930 год
премьера:
27-октября-1930
Ленинград. Ленинградский государственный академический театр оперы и балета. Режиссеры-постановщики Э.И. Каплан и В.И. Вайнонен, хореографы В.И. Вайнонен, Л.В. Якобсон, В.П. Чеснаков; художник В.М. Ходасевич. Дирижер А.В. Гаук. Солисты: Г.С. Уланова (Комсомолка), О.Г. Иордан (Дива), Б.В. Шавров (Фашист) и др.
первое издание:
М., DSCH, 1995 (клавир); Новое собрание сочинений, т. 60 а, б. (партитура) // М., DSCH, 2011
рукописи:
Архив Д.Д. Шостаковича, ф. 1, р. 1, ед. хр. 31, 32 (партитура)
Премьера: 26 октября 1930 г. Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова. Балетмейстеры Э. Каплан и В. Вайонен. Дирижер А. Гаук.
Балет «Золотой век» возрожден на сцене Большого театра Союза ССР с либретто И. Гликмана и Ю. Григоровича.
Премьера в новой редакции: 4 ноября 1982 года. Балетмейстер Ю. Григорович.
Премьеры за рубежом: Постановки балета осуществлены в Дуйсбурге, Дюссельдорфе, Берлине, Варшаве.
«В основу музыки к балету "Золотой век" входят два элемента: музыка, относящаяся к современной западноевропейской буржуазной культуре, и музыка пролетарской культуры. Сопоставление двух культур явилось моей главной задачей при сочинении "Золотого века". Эта задача выполнялась так: западноевропейские танцы носят характер нездоровой эротики, что столь характерно для современной буржуазной культуры, советские же танцы я считал необходимым насытить элементами здоровой физкультуры и спорта. Иначе я не мыслю себе развитие советского танца. Я считал необходимым писать музыку не только такую, под которую удобно танцевать, но и одраматизировать самую музыкальную сущность, дать музыке настоящую симфоническую напряженность и драматическое развитие».
«...с желтыми, как солнечные пятна, декорациями и костюмами... Когда после необычайно динамичного действия вся масса вдруг останавливалась и плыла медленно как при киносъемке «рапид», я переставал слышать музыку из-за оваций зрительного зала... Незабываемый вечер!»
«26-го и 27-го октября состоялись премьеры моего балета «Золотой век». Работа над этой постановкой меня научила очень многому. Я лишний раз убедился, что во всяком музыкальном спектакле главную, [а не] служебную роль играет музыка, и если постановкой спектакля этого не учитывается, то спектакль не удается.<...> Сцена сама по себе, музыка сама по себе. Провалился спектакль или не провалился, это покажет будущее. <...> В моих же глазах спектакль провалился. <...> Может быть, Вы помните историю зарождения этого балета? Напомню: я руками и ногами отбивался от предложенного мне либретто. <...> Так или иначе, балет я написал... я не могу его с пеной у рта защищать, так как сам знаю, что «Золотой век» по причине художественного содержания, есть произведение антихудожественное. И в том, что я написал антихудожественное произведение, виноваты Вы, Любинский, Соллертинский, Гординский и другие. За музыкальную часть «Золотого века» я отвечаю: она, на мой взгляд, на редкость удачна (в сравнении со многим, что я делал), но теперь я буду сочинять вещи на сюжеты, которые будут меня по-настоящему волновать. А такие провалы (с моей точки зрения), каким является «Золотой век», пережить нелегко».
Либретто А.В. Ивановского.
Идея балета на современную тему была предложена композитору Дирекцией ленинградских государственных театров в июне 1929 года. Создание советского балетного спектакля рассматривалось в то время как важнейшая, первоочередная задача хореографического искусства. С этой целью в январе 1929 года был объявлен конкурс на лучшее балетное либретто. Первая премия была присуждена сценарию А. В. Ивановского «Динамиада», повествующему о приключениях советской футбольной команды «Динамо» (отсюда и название произведения) за рубежом. Сюжет, не лишённый авантюрно-детективных подробностей (слежка, провокация, арест, бегство, погоня, переодевание, разоблачение — в прямом и переносном смысле), а также элементов любовно-романтической интриги (увлечение западной танцовщицы Дивы советским футболистом), развёртывался на фоне сцен из жизни большого капиталистического города, спортивных игр и соревнований, в том числе футбола и бокса. Всё это давало основу для разнообразного и увлекательного зрелища и соответствовало важнейшим требованиям конкурса: наличие сюжета из современной жизни, предпочтительно — из городского быта («урбанизм, индустриальная культура»), построение действия «на движениях масс (сходки, демонстрации, бой, вокзальная давка, уличные сцены)», наконец возможности использования «новых форм танца — акробатических, физкультурных» и т. п.
Первоначально Шостакович предложение Дирекции гостеатров отклонил. Либретто «Динамиады» показалось ему неинтересным. «Может быть, Вы помните историю зарождения этого балета? — писал он режиссёру Н. В. Смоличу уже после премьеры, 30 октября 1930 года. — Напомню: я руками и ногами отбивался от предложенного мне либретто. Вначале Вы меня в этом поддержали. Потом переменили тактику и решили, что этот балет надо писать. Я Вас послушался...».
В июле — августе композитор был занят сочинением Третьей симфонии и, возможно, параллельно обдумывал будущий балет, а после окончания симфонии начал непосредственную работу над партитурой «Динамиады».
По-видимому, к моменту показа музыки первого акта Художественно-политическому совету уже была сочинена и часть второго акта, и Шостакович подтвердил, что вся партитура будет передана в театр 1 ноября. Премьера балета была «ориентировочно намечена на конец января» 1930 года.
На первой странице автографа партитуры балета имеется надпись: «Сдано в переписку. 1/XI.29. А. Гаук». (А. В. Гаук был музыкальным руководителем спектакля.) Из этого можно заключить, что балет был закончен Шостаковичем не позднее 31 октября 1929 года и в назначенный срок сдан в театр.
Возникла необходимость сочинения нескольких новых номеров, в частности «Танца Негра и двух советских футболистов» (или «Танца Негра и Белого»). «Дмитрий Дмитриевич, — рассказывает Гаук, — поражал своей точностью и профессионализмом; не было случая, чтобы он запаздывал с написанием необходимой новой музыки для своего балета или с инструментовкой». Ряд изменений в партитуре был сделан композитором, видимо, с учётом специфических требований к звучанию балетного оркестра в театральной яме уже после начала оркестровых репетиций в 1930 году.
Сценическое воплощение «Золотого века», ставившее сложные новые задачи перед постановщиками и исполнителями, оказалось непредвиденно долгим. Премьера многократно откладывалась. Н. В. Смолич переехал в Москву, где стал главным режиссёром Большого театра. Вместо него постановщиком «Золотого века» был назначен Э. И. Каплан. Хореографическая часть была поручена В. И. Вайнонену, Л. В. Я кобсону и В. П. Чеснакову.
Несмотря на все многочисленные перипетии и препятствия в процессе подготовки спектакля, продолжавшейся почти целый год, «Золотой век» в конце концов предстал перед зрителями как эффектное и впечатляющее зрелище, пусть недостаточно цельное, пёстрое, но привлекающее новизной хореографических исканий и находок, динамизмом действия, оригинальностью художественного оформления, талантливостью целой плеяды замечательных молодых артистов, среди которых были Е. Люком, О. Иордан, Г. Уланова, О. Мунгалова, Л. Лавровский, В. Чабукиани, К. Сергеев.
Премьера «Золотого века» прошла с успехом, «долго не смолкающие приветствия и бурные овации, встретившие постановщиков, говорят сами за себя», — отмечалось в одной из рецензий. «Золотой век» выдержал 19 спектаклей — достаточно много, чтобы засвидетельствовать успех нового балета. Вскоре после ленинградской премьеры «Золотой век» был поставлен в Киеве, затем — в Одессе.
Cпектакль сохранялся в репертуаре до конца сезона 1930/31 года и, видимо, продолжал делать неплохие сборы, однако затем всё же был снят. В дальнейшем, после появления погромных статей «Правды» об опере Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» («Сумбур вместо музыки», 28 января 1936) и его балете «Светлый ручей» («Балетная фальшь», 6 февраля 1936) обвинение в формализме было огульно распространено на всё его творчество, в том числе и на балет «Золотой век».
Музыка ряда танцевальных номеров «Золотого века», включённых в Сюиту, соч. 22а, а также вместе с танцами из двух других балетов, в состав Балетных сюит, завоевала широчайшую известность на концертной эстраде и в программах радио, однако без всякого упоминания самих балетов.
В начале 80-х годов «Золотой век» Шостаковича вернулся на сцену в великолепной хореографии
Ю.Н. Григоровича в Большом театре СССР и был с успехом показан в гастрольных поездках во многих странах мира. Это был блестящий опыт реабилитации забытого и очернённого произведения. Но этот ренессанс состоялся на основе музыкальной редакции, существенно отошедшей от первоисточника, и с совершенно новым либретто.
Предпринимаемая издательством «DSCH» публикация «Золотого века», а также и двух других балетов Дмитрия Дмитриевича Шостаковича открывает возможность — после десятилетий забвения — их возвращения на сцену в изначальном виде.
записи:
- Симфонический оркестр Большого театра. Дирижер Ю. Симонов. 1982 // RUSSIAN DISC RD CD 10 009, 1996
- Королевский Стокгольмский филармонический оркестр. Дирижер Г. Рождественский. 1993 // CHANDOS CHAN 9251/2, 1994
- Королевский шотландский национальный оркестр. Дирижер Х. Серебрьер // Naxos 8.570217-18, 2006