Сочинения Камерные инструментальные ансамбли

Квартет № 12

Opus 132 Opus 134

Opus 133
1968 год

Квартет №12 Партитура
Квартет №12 Голоса
 Струнные квартеты Д. Шостаковича № 10–12
премьера:

14-сентября-1968

14 сентября 1968 года. Москва. Малый зал консерватории. В Ленинграде — 5 ноября 1968 года. Малый зал филармонии. Квартет им. Бетховена.

первое издание:

1969. Партитура, «Музыка», Москва.

рукописи:

Авторская рукопись хранится в личном архиве Д. Цыганова.


Посвящение: «Дмитрию Михайловичу Цыганову».
Длительность: 26’


Квартет № 12
ре-бемоль мажор
cоч. 133

I. Moderato
II. Allegretto

   Двенадцатый струнный квартет был начат 25 января 1968 года (эта дата стоит на первой странице эскиза) в Москве и завершён 11 марта в Репино. Посвящённый примариусу Квартета имени Бетховена Дмитрию Михайловичу Цыганову (1903–1992), квартет приурочен к его шестидесятипятилетию. В день завершения квартета Шостакович писал скрипачу: «Дорогой Митя! Завтра день твоего рождения. Я сейчас только что кончил Квартет и прошу оказать мне честь — принять посвящение».
   По возвращении в Москву 21 марта композитор «позвонил Цыганову и сказал то, что говорил о своих сочинениях редко: „Знаешь, кажется, очень здорово получилось“. <...> Цыганов спросил: „Это камерное?“ — „Нет, нет, — перебил Шостакович. — Это симфония, симфония...“».
   Произведение состоит из двух частей: Moderato и Allegretto (внутри каждой части темп неоднократно меняется). Это единственный — если не считать ранних Прелюдии и Скерцо соч. 11 для струнного октета (1924–1925) — двухчастный камерно-инструментальный цикл Шостаковича. Первая часть (продолжительностью менее восьми минут) выступает в нём как вступительная, вторая (около двадцати минут) — как главная. Основную формальную идею Двенадцатого квартета можно определить как создание и разрешение напряжений между двенадцатитоновостью и тональностью.
   В 1960-е годы поиски Шостаковича шли в таком направлении: он стремился к обновлению музыкального языка, не жертвуя фундаментальными особенностями своего стиля. Для Шостаковича, как и для многих других композиторов его поколения (включая Лютославского), обновление языка означало прежде всего выход за пределы мажоро-минорной гармонической системы, освоение атональности и двенадцатитоновости (додекатоники). Реакция советских идеологов от музыки на любые проявления атональности традиционно была отрицательной, и сам Шостакович в 1959 году подверг додекафонию резкой критике в ортодоксальном советском духе, но уже в Тринадцатой симфонии (1962) он совершил экскурс в эту рискованную сферу, а за год до Двенадцатого квартета включил двенадцатитоновые ряды в состав одного из романсов на стихи Александра Блока (соч. 127).
   Премьеру Двенадцатого квартета осуществил Квартет имени Бетховена в составе: Дмитрий Цыганов, Николай Забавников, Фёдор Дружинин и Сергей Ширинский. Согласно дневнику В. В. Борисовского, 23 апреля 1968 года Шостакович впервые сыграл новое сочинение его будущим исполнителям, репетиции проводились до 14 июня, когда квартет был исполнен в московском Доме композиторов (в письме И. Д. Гликману от 15 июня Шостакович отметил: «<...> как мне показалось, квартет произвёл впечатление на собравшихся»), а собственно премьера состоялась 14 сентября в Малом зале Московской консерватории; в той же программе прозвучали Струнный квартет № 1 и Фортепианный квинтет (с Т. Николаевой). 3 ноября 1968 года тот же ансамбль показал квартет в ленинградском Союзе композиторов, а 4 и 5 ноября в Малом зале имени Глинки прошли ленинградские премьеры сочинения.
   Первая студийная запись квартета с теми же музыкантами была сделана на фирме «Мелодия» 20 ноября, запись с Квартетом имени Бородина — 25 декабря 1968 года. В качестве первой зарубежной записи в каталоге Хьюма указана версия британского Фицуильям-квартета (1976, на пластинке фирмы L’Oiseau-Lyre).
   Первые издания: «Музыка», № 6059 (партитура, 1969) и 6171 (партии, 1969), Hans Sikorski, No. 6226 (партитура, 1969) и 2164 (партии, 1969), Boosey & Hawkes, No. 856 (партитура, 1970) и 19910 (партии, 1970). В 1976 году ленинградское отделение издательства «Музыка» выпустило переложение Двенадцатого квартета для фортепиано в четыре руки, выполненное А. Дмитриевым (№ 2026, в одном томе с квартетами № 13 и 14, с предисловием и комментариями автора переложения).


записи:

  • Квартет им. Бетховена: Цыганов Д.М., Забавников Н., Дружинин Ф.С., Ширинский С.П. 1969 // EMI 061-91298,
  • Квартет им. Бетховена: Цыганов Д.М., Забавников Н., Дружинин Ф.С., Ширинский С.П. 1969 // Мелодия С 01769-70, 1971
  • Квартет им. Бетховена: Цыганов Д.М., Забавников Н., Дружинин Ф.С., Ширинский С.П. 1969 // Мелодия Д 025115-16, 1971
  • Квартет им. Бетховена: Цыганов Д.М., Забавников Н., Дружинин Ф.С., Ширинский С.П. 1969 // Shinsekai SMK-7609, 1972
  • Квартет им. Бородина: Копельман М., Абраменков А., Шебалин Д.В., Берлинский В.А. 1981 // Мелодия C10-17375-6, 1982
  • Квартет им. Бородина: Дубинский Р.Д., Александров Я.П., Шебалин Д.В., Берлинский В.А. 1968 // Мелодия СМ 03223-4, 1972, 1978
  • Квартет им. Бородина: Копельман М., Абраменков А., Шебалин Д.В., Берлинский В.А. 1981 // HMV Melodiya EX 270339 E 2703441, 1986
  • Brodsky Quartet: Thomas M., Belton I., Cassidy P., Thomas J. 1989 // TELDEC 9031-71702-2, 1990
  • Фицвильям-квартет: К. Роулэнд, Дж. Спэри, А. Джордж, И. Дэвис. 1976 // LONDON 455 781-2 (Set 455 776-2), 1998
  • Квартет им. Шостаковича: Шишлов А.А., Пищугин С., Галковский А.В., Корчагин А.А. 1985 // OLYMPIA OCD 535, 1994
  • Квартет им. Бетховена: Цыганов Д.М., Забавников Н., Дружинин Ф.С., Ширинский С.П. 1968 // CONSONANS 81-3008, 1995

назад

Годы жизни