Новости

Том 127


   Трилогию о Максиме составляют фильмы, выпущенные во второй половине 1930-х годов ленинградской кинофабрикой «Ленфильм»: «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937) и «Выборгская сторона» (1939). В начале декабря 1932 года режиссёры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг подали заявку на создание кинотрилогии «Большевик», а в 1933 году приступили к работе над первой серией. Композитором был выбран Шостакович — после сотрудничества в двух предыдущих фильмах «Новый Вавилон» и «Одна» Козинцев и Трауберг не представляли работы без его участия.
   В 1941 году Козинцев, Трауберг и Чирков стали обладателями Сталинской премии первой степени за кинофильмы «Юность Максима», «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона» в числе первых лауреатов только что учреждённой высшей государственной награды.
   Партитуры «Пролога» из «Юности Максима» и «Увертюры» из «Выборгской стороны» были опубликованы в 1987 году издательством «Музыка» в Собрании сочинений Шостаковича в 42 томах (т. 41). В 1961 году под редакцией Левона Атовмьяна был издан сборник «Фрагменты из музыки к кинотрилогии о Максиме» (М.: Музыка); основным источником материала послужила музыка к кинофильму «Возвращение Максима». В сборнике имеются значительные отступления от авторского текста Шостаковича.
   Сам Шостакович ценил свою музыку к трилогии о Максиме главным образом за творческие уроки, преподанные ему работой с киноматериалом. В обобщающей статье о киномузыке, названной «Кино как школа композитора», он писал:
«Кино даёт композиторам блестящие уроки: появляется внутренняя дисциплина, благотворно влияющая на музыкальный язык. <...> Я стал справляться с требованиями кино далеко не сразу. <...> Переломный период, когда мне стало легче „укладываться“ в картину, наступил только в период работы над трилогией о Максиме и „Великим гражданином“. Только тогда я по-настоящему оценил полезность требований кино: быть максимально выразительным и минимально пространным».


«Юность Максима». Соч. 41 (№ 1). «Возвращение Максима». Соч. 45. «Выборгская сторона». Соч. 50