Том 127
Готовится к выходу в свет Том 127 Нового собрания сочинений:
Музыка Д. Д. Шостаковича к кинофильмам трилогии о Максиме: «Юность Максима» Op. 41 (No. 1), «Возвращение Максима» Op. 45, «Выборгская сторона» Op. 50. Партитура.
Общая редакция Виктора Екимовского, пояснительная статья Ольги Домбровской.
«Юность Максима»
Настоящая публикация основана на издании 1987 года — Шостакович Д. Д. Собрание сочинений:
В 42 т. Т. 41. М., Музыка, сверенном с автографом, хранящимся в ЦГАЛИ СПб. Источники сверены с фонограммой фильма, разночтения комментируются.
Авторская музыка к кинофильму состоит из одного номера под названием «Пролог», который основан на тематизме польки «Ойра», танца краковяк, песенки «Я футболистка» и цыганского романса «Очи чёрные».
Кроме «Пролога» саундтрек фильма включает гимн Gaudeamus, вальс «Дунайские волны», песни: «Крутится, вертится шар голубой», «Раскинулось море широко», «Вот мчится троечка лихая», «Люблю я летом с удочкой над речкою сидеть» (соло, под баян, под гитару), революционные песни «Вы жертвою пали», «Варшавянка» (хор a cappella), а также фоновые проигрыши и импровизации на баяне в стилистике городского фольклора начала XX века.
«Возвращение Максима»
Автографы музыки «Возвращения Максима» хранятся в РНММ, но ни один из них в окончательном варианте фонограммы не озвучен. Часть автографов из этого комплекта композитор в процессе работы над фильмом переработал (первоначальные варианты публикуются в Приложении I). Другая часть автографов вообще не используется в фильме (публикуются в Приложении II).
Партитуры переработанных номеров не сохранились, но в библиотеке РГСОК имеется рукопись «Возвращение Максима», соответствующая фонограмме фильма, на которой написано «Расшифровка и оркестровка В. Н. Васильева». На одном из номеров (№ 15) имеется роспись Шостаковича и собственноручно им поставленная дата: «6 декабря 1965», что позволяет считать эту
рукопись авторизованной.
Последовательность номеров воспроизводится по фонограмме фильма, нумерация эпизодов принадлежит редактору настоящего издания.
Кроме оригинальной музыки в фильме используются революционные песни «Варшавянка», «Марсельеза», «Смело, товарищи, в ногу» в хоровом исполнении, песня «Крутится, вертится шар голубой» в сопровождении баяна, песня «Менял я женщин, как перчатки» в сольном исполнении, романс «Очаровательные очи» в сопровождении гитары, фоновые проигрыши и отыгрыши на баяне в стилистике городского фольклора начала XX века.
«Выборгская сторона»
Настоящая публикация партитуры основывается на нескольких источниках.
№ 5. «Финал» печатается по единственному из сохранившихся автографов, который хранится в Архиве Д. Д. Шостаковича.
Увертюра печатается по изданию 1987 года: Шостакович Д. Д. Собрание сочинений: В 42 т. Т. 41. М., Музыка, которое сверено с рукописной копией из нотной библиотеки РГСОК, восстановленной В. Васильевым.
№ 2 и № 3 восстановлены по фонограмме Марком Фитц-Джеральдом специально для настоящего издания.
№ 4. «Разгром винных складов» и [Presto] восстановлены редактором настоящего издания по
голосам, хранящимся в ЦГАЛИ СПб.
Все источники сверены с фонограммой фильма, разночтения комментируются. Последовательность номеров воспроизводится по фонограмме, нумерация и названия эпизодов в квадратных скобках принадлежат редактору.
Кроме авторской музыки в фильме используются городские песни конца XIX — начала ХХ веков: «Крутится, вертится шар голубой» (голос соло, хор, баян), «В голове моей мозг иссыхает» (голос соло), «Менял я женщин, как перчатки» (голос соло), «Смело, товарищи, в ногу» (баян), «Цыплёнок жареный» (голос под гитару, фортепиано, а также в оркестровых номерах 2 и 4).