Песни для солистов, хора и фортепиано 1941–1957. Песни из кинофильмов.
Том 96
2022
Песенное творчество Д. Д. Шостаковича 1930–1950-х годов.
Общая редакция Виктора Екимовского.
Пояснительная статья Марии Карачевской.

Песни
Для солистов, хора и фортепиано
1941–1957
Клятва наркому. Слова В. Саянова /1941
Песня гвардейской дивизии. Слова Л. Рахмилевича /1941
Армия Красная, непобедимая (в соавторстве с А. Хачатуряном). Слова М. Голодного /1943
Заздравная песня о Родине. Слова И. Уткина /1944
Чёрное море. Слова С. Алымова и Н. Верховского /1944
Наша песня. Слова К. Симонова /1950
Марш сторонников мира. Слова К. Симонова /1950
Да здравствует Армия нашей Державы (в соавторстве с А. Хачатуряном). Слова С. Михалкова /1951
[Славься, Советская наша держава]. Слова М. Исаковского /1956
Заря Октября (в соавторстве с А. Хачатуряном). Слова В. Харитонова /1957
Мы в сердце Октябрьские зори храним. Слова В. Сидорова /1957
Мы Родину славим. Слова В. Сидорова /1957
Славься, страна коммунизма (в соавторстве с В. Макаровым). Слова Я. Белинского /1950
Песни из кинофильмов
Песня о встречном из кинофильма «Встречный». Слова Б. Корнилова
[Где плещутся воды] из кинофильма «Волочаевские дни». Переложение для хора и фортепиано А. Пирумова. Слова А. Апсолона
[Родная земля] из кинофильма «Зоя». Слова К. Симонова
Песня мира из кинофильма «Встреча на Эльбе». Слова Е. Долматовского
Тоска по родине из кинофильма «Встреча на Эльбе». Слова Е. Долматовского
Рассвет идёт из кинофильма «Встреча на Эльбе». Слова Е. Долматовского
[Хороший день] из кинофильма «Падение Берлина». Слова Е. Долматовского
Сила народная из кинофильма «Белинский». Слова Н. Некрасова
Мирный труд из кинофильма «Песня великих рек». Слова С. Кирсанова
Песня единства из кинофильма «Песня великих рек». Слова Б. Брехта. Перевод С. Кирсанова
Молодёжная из кинофильма «Первый эшелон». Слова С. Васильева
Девичья ласковая из кинофильма «Первый эшелон». Слова С. Васильева
Приложение I
Авторские варианты песен
Великий день настал. Слова В. Саянова
Песня о встречном из кинофильма «Встречный». Слова Б. Корнилова
Песня мира из кинофильма «Встреча на Эльбе». Слова Е. Д олматовского
Тоска по родине из кинофильма «Встреча на Эльбе». Слова Е. Д олматовского
Сила народная из кинофильма «Белинский». Слова Н. Некрасова
Песня трудящихся из кинофильма «Песня великих рек». Слова С. Кирсанова
Молодёжная из кинофильма «Первый эшелон». Слова С. Васильева
Приложение II
Авторские оркестровки песен
Песня гвардейской дивизии. Слова Л. Рахмилевича
Черноморская песня. Слова С. Алымова и Н. Верховского
Наша песня. Слова К. Симонова
Марш борцов за мир. Слова К. Симонова
Песенное творчество Д. Д. Шостаковича
1930–50-х годов
Песни составляют заметную, хотя далеко не самую важную часть музыкального наследия Д. Д. Шостаковича. В этом жанре, который, по собственному признанию композитора, поначалу давался ему «с большим трудом», он создал ряд сочинений, ставших известными во всём мире. Наиболее счастливая судьба была у «Песни о встречном», распевавшейся, по словам В. Я. Шебалина, «на каждом перекрёстке»: после выхода фильма «Встречный» главный музыкальный лейтмотив картины быстро стал популярным не только в СССР, но и далеко за пределами страны. Столь же известной была и «Песня мира», вошедшая в репертуар прославленных зарубежных певцов того времени, активных борцов за мир — Поля Робсона и Эрнста Буша. Знаменитую «Родина слышит» из цикла «Четыре песни на слова Е. Долматовского» соч. 86 напевал Юрий Гагарин, отправляясь в свой первый космический полёт; она же в течение нескольких лет была позывными радиопередачи Всесоюзного радио «Последние известия».
К песне Шостакович впервые обратился, по его словам, в начале 1930-х годов во время создания музыки к кинофильму «Встречный» (1932). Первый эксперимент обернулся созданием народного «хита» — «Песни о встречном». Следующий опыт был также кинематографическим: в 1937 году Шостакович работал над музыкой к картине «Волочаевские дни», лейтмотивом которой стала песня «Где плещутся воды». О трудностях освоения нового для композитора жанра массовой песни свидетельствует тот факт, что и «Песня о встречном», и «Где плещутся воды» имели многочисленные версии,
прежде чем был выбран подходящий вариант.
В начале войны, в июле 1941 года, Шостакович вступил в ряды ополченцев и возглавил музыкальную часть ленинградского Театра народного ополчения, где его обязанностью было переложение песен для камерных составов концертных фронтовых бригад, просмотр и отбор для издания рукописей только что написанных песен, которые присылались со всей страны. Выпуск песенных сборников стал одной из основных творческих задач: «Песню ждали как самый важный, оперативно необходимый жанр».
В годы войны Шостаковичем был создан и ряд собственных песен: «Клятва наркому», «Песня гвардейской дивизии», «Армия Красная, непобедимая», «Заздравная песня о Родине», «Чёрное море». В 1944 году на экраны вышел фильм «Зоя» с музыкой Шостаковича, где музыкальной характеристикой народной героини Зои Космодемьянской стала тоже песня («Родная земля»).
После войны одной из главных тем в политической жизни всей планеты стала проблема сохранения мира на Земле. Шостакович — один из советских послов мира — принимал участие в Конгрессе деятелей науки и культуры США в защиту мира (1949), всесоюзных конференциях сторонников мира в Москве (1949, 1950, 1951), во Втором международном конгрессе мира в Варшаве (1950), в Конгрессе народов в защиту мира в Вене (1952). В прессе печатались статьи и выступления Шостаковича, связанные с этими событиями. В сентябре 1954 года Шостаковичу была вручена Международная премия мира. На рубеже 1940–50-х годов появляются «Наша песня» и «Марш сторонников мира»; в кинофильмах звучат песни «Хороший день» («Падение Берлина»), «Мирный труд» и «Песня единства» («Песня великих рек»), «Песня мира» («Встреча на Эльбе»).
Песни Шостаковича не только публиковались в многочисленных коллективных песенных собраниях, но и составили четыре авторских сборника. Первый из них, «Шостакович Д. Песни для голоса и хора с фортепиано», был издан Музгизом в 1956 году; вслед за ним вышел сборник «Шостакович Д. Песни» под редакцией Л. Т. Атовмьяна (М., Советский композитор, 1958). Ещё два были напечатаны уже после смерти композитора — «Шостакович. Избранные песни», составленный Г. В. Коньковой (Киев, Музична Украина, 1976), и сборник «Алые звёзды» (1979), который подготовил Вл. Г. Соколов. Многие песни вошли в Собрание сочинений Шостаковича. Выходили и отдельные пластинки-сборники — «Д. Шостакович. Песни» (1959) и «Песни Дмитрия Шостаковича» (1966).